Введение
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда
1.1 Рынок труда: основные параметры и функции
1.2 Механизмы регулирования рынка труда в России
Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда в России
2.1 Рынок труда как объект воздействия государственной политики
2.2 Основные проблемы современного рынка труда в России
2.3 Безработица 2010 года
Глава 3. Основные направления по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда
Заключение
Список литературы
Тема настоящей курсовой работы: «Рынок труда и его государственное регулирование».
Актуальность. Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем, его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.
Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.
Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели.
Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование рынка труда и его государственного регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда;
2) проанализировать современное состояние рынка труда в России;
3) предложить основные направления по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда.
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда
1.1 Рынок труда: основные параметры и функции
Среди рынков факторов производства центральное место занимает рынок труда. Рынок труда или рынок рабочей силы представляет сферу взаимодействия продавцов услуг труда и покупателей этих услуг.
Существуют отдельные рынки для каждого типа и качества услуг труда, но каждый рынок имеет такие основные параметры:
1.Объем спроса на услуги труда (в человеко-часах).
2.Объем предложения труда (в человеко-часах).
3.Цена спроса, предложения и равновесная реальная цена (заработная плата) одного человеко-часа услуг труда.
4.Конкурентность или монополизм.
5.Регулирование рынка труда.
Рынок труда как любой иной рынок факторов производства может находиться в следующих трех структурных состояниях:
1) Совершенно конкурентный рынок труда, на котором предоставлено множество соперничающих между собой продавцов и покупателей услуг труда. Каждый продавец услуг труда продает только их малую часть от всего предложения, а каждый покупатель также приобретает небольшую часть услуг труда от имеющегося предложения. Ни продавцы, ни покупатели услуг труда не могут влиять на уровень цен на услуги труда на совершенно конкурентном рынке.
2) Рынок услуг труда, где действует единственный их покупатель, представляет безальтернативные условия продажи услуг труда. Благодаря монопсонической власти единственный покупатель услуг труда оказывает влияние на цены таких услуг главным образом в сторону их понижения.
3) Рынок труда, где продавцы или же продавцы и покупатели обладают монопольной властью. Реальный рынок услуг труда предполагает экономическую свободу продавцов и покупателей, однако гибкость в оплате труда, мобильность продавцов услуг труда, условия их переквалификации, состояние конкуренции среди продавцов и покупателей таково, что данный рынок имеет ряд особенностей.
Функции рынка труда в смешанной экономике находятся под влиянием государства, что преобразует соотношение ролей участников. Значительную роль в функционировании рынка труда занимают биржи труда, службы занятости.
Спрос и предложение услуг труда находятся под влиянием совокупности факторов как экономического, так и внеэкономического характера. Предложение труда можно с некоторым допустимым приближением представить в виде предложения рабочей силы. К числу факторов предложения на рынке услуг труда относятся следующие.
1. Численность занятых из экономически активного населения составляла в 1992-2007 гг. 0,945; 0,983; 0,977; 0,989; 1,066; 0,999; 0,987; 1,017; 1,000. Этот показатель снижается так, что цепной индекс составил в данном периоде 0,96. На динамику численности экономически активного населения влияли естественный и миграционный простой. Коэффициент естественного прироста в данный период был отрицательным и находился в интервале -4,8(1998 г.) -6,7(2000 г.). Коэффициент миграционного прироста был положительным в диапазоне от 3,4 (на 1000 чел.) в 1995году, до 0,5 в 2007году. Совместное влияние сопровождалось снижением доли экономически активного населения.
2. Величина прожиточного минимума и средняя заработная плата в период с 1995 по 2007 гг. изменялись следующим образом (таблица 1).
Величина прожиточного минимума отличалась неустойчивостью и её влияние на предложение труда носило двойственный характер. Вместе с повышением величины прожиточного минимума рос уровень экономической активности населения и предложение услуг труда.
Поскольку каждый последующий рубль прожиточного минимума требует дополнительных трудовых усилий, то зависимость между ними является нелинейной.
3. Минимальный размер пенсий он также двояко влияет на влияет на предложение услуг труда. Минимальный размер пенсий изменялся следующим образом: 63 руб. (1995 г.), 427 руб. (2000 г.), 474 руб. (2001 г.), 522 руб. (2002 г.), 598 руб. (2003 г.), 660 руб. (2004 г.), 954 руб. (2005 г.), 1035 руб. (2006 г.).
Соотношение минимальной пенсии с величиной минимальной оплаты услуг труда влияет на предложение труда.
На протяжении 90-х годов в России минимальная пенсия в 3-4 раза превышала минимальный размер оплаты труда, что не стимулировало предложение услуг труда.
Вместе с тем, количество пенсионеров, обратившихся по трудоустройству в 2000 году сократилось - 153 тыс. чел., в 2003 году - 257 тыс. чел., а в 2007 году 287 тыс. чел. Соотношение размера базовой части трудовой пенсии с минимальной заработной платой в 1995-2007 гг. постоянно снижалось, что не стимулировало предложение на рынке труда.
Это соотношение составляло: в 1995 г. 211%, в 2000 г. 397%, в 2002 г. 116%, в 2004г. 92%, в 2007г. 68%.
4) Численность вооруженных сил, продолжительность срочной военной службы, условия призыва, размер пенсий по выходу в отставку, количество лиц лишенных свободы.
Эти факторы являются ограничивающими предложение услуг труда. Хотя выходящий в отставку офицерский состав - это профессионалы управления людьми, однако среди менеджеров различного профиля они слабо представлены, так как размер воинских пенсий не стимулирует их к активному предложению услуг труда квалифицированных менеджеров. Вместе с тем определенное общественное предубеждение о положении дел в вооруженных силах является препятствием к спросу на менеджерские услуги труда офицеров в отставке.
5) Распространенность среднего и высшего специального образования, объем и размер стипендий. Эти факторы также являются ограничителями предложения услуг труда.
Структурные преобразования в экономике России сегодня стали значительными факторами роста предложения труда. Это вызвано сокращением производства на предприятиях военно-промышленного комплекса, уменьшением доли отраслей тяжелой промышленности, значительной долей предприятий-банкротов и экологически вредных производств.
1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - С. 105-106.
2. Безработица как социальное явление. «Новости рынка труда». 22.02.2010 от Trudogolik
3. Концепция действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. № 1193-р
4. Малеева Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста. Журнал "Человек и труд", 2008, №1)
5. Российский стат. Ежегодник. 2007. - М., 2008. - С. 132, 174, 187.
6. Российский стат. ежегодник. 2007. - М., 2008. - С. 212.
7. Регионы России. Социально-экономичес¬кие показатели. 2008. Стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - С.159.
8. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. - М., 2007. - С. 169.
9. Федеральный закон № 91-ФЗ от 24.06.2008г.
10. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применения. Т. 2 / пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 189-190.
11. http.//www.vacansia. ru/index.php?act=inf &story=30808 rubr=4