Курсовая работа|Экономическая теория

Курсовая работа на тему: «Кредитно-денежная политика»

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Strela

Год: 2013 | Страниц: 36

Введение

Глава 1. Сущность и методы монетарной (кредитно-денежной) политики

1.1 Понятие и цели кредитно-денежной политики

1.2 Инструменты и методы кредитно-денежной политики

Глава 2. Анализ современной кредитно-денежной политики России

2.1 Ослабление кредитно-денежной политики: воздействие на объемы кредитования

2.2 Влияние кризиса на российский финансовый сектор

Глава 3. Основные направления государственной кредитно-денежной политики на 2011-2012 гг

Заключение

Список литературы

Тема настоящей курсовой работы: «Монетарная (кредитно-денежная) политика российского правительства».

Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой концептуальной стратегии экономической политики.

В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский. И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ монетарной (кредитно-денежной) политики российского правительства.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) изучить понятие, раскрыть сущность и методы монетарной (кредитно-денежной) политики;

2) проанализировать современную кредитно-денежную политику России;

3) изложить основные направления государственной кредитно-денежной политики на 2011-2012 гг.

 

Глава 1. Сущность и методы монетарной (кредитно-денежной) политики

1.1 Понятие и цели кредитно-денежной политики

Денежно – кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно – кредитная политика, определяется, как основная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объёма производства.

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является регулирование экономической ситуации путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика заключается в обеспечении устойчивого роста объёма производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения, воздействуя на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Поэтому главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры использовать кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

В основе денежно–кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.

Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя подходами: к кейнсеанской теории и монетаризмом.

Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс верил в саморегулирующийся денежный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не сможет. Это, в частности выражается в безработице, инфляции, частых экономических рисках.

Кейнс утверждал, что размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платёжеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих на спрос.

По его мнению, для увеличения инвестиций, которые играют решающую роль в расширении платёжеспособного спроса необходимо:

1. Снизить проценты на кредиты, и предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.

2. Стимулировать эффективный спрос за счёт увеличения государственных расходов. Инвестиций и закупки товаров.

3. Перераспределение расходов в пользу социальных групп, получающих наиболее низкие доходы для увеличения спроса этих социальных групп.

В итоге, по мнению Кейнса, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократиться безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса – денежно – кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно – кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки, а бюджетной политике, в том числе тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

На 70 – е годы приходит кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого являлся Милтон Фридман, известный американский экономист.

Монетаризм – это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория, представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощью денежно – кредитных инструментов. На первый план выдвигается стабильная эмиссия денег независимо от экономического положения и состояния коньюктуры. Объём денежной массы становится главным объектом денежно – кредитной политики. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеет место диспропорция, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства. Также необходимо сокращение до минимума государственных регуляторов, исключение или снижение роли налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, должны служить «денежные импульсы», денежная эмиссия.

Фридман исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения должен обеспечиваться стабильностью цен.

Таким образом, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между спросом и предложением, необходимо проводить курс на постоянное увеличение денег в обращении. Таким образом, основная мысль монетаризма заключается в том, что государственное регулирование должно ограничиться контролем над денежным обращением.

Нужно отметить следующие доводы, говорящие в пользу денежно – кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом:

1. Быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой, применение которой может быть отложено не долгое время из – за обсуждения в законодательных органах. В то время как ЦБ и другие органы, регулирующие кредитно – денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке – продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

2. В развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов:

1. Политика дорогих денег, если её проводить энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объём кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешёвых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. Данное явление называется цикличной асимметрией, причём она может оказаться серьёзной помехой денежно – кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведёт к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

2. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

1. Постановление Государственной Думы ФС РФ «Об основных направлениях единой государственной кредитно-денежной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов».

2. Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на 18 съезде Ассоциации российских банков. // Деньги и Кредит.- 2007.-№ 4.- С.3-6.

3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – Изд.: Питер, 2008, 228 с.

4. Всемирный банк. Макроэкономические факторы послекризисного роста / Вопросы экономики, 2009. - №5.

5. Голуб А. Факторы роста Российской экономики и перспективы технического обновления// Вопросы экономики, 2009. - № 6.

6. Гуревич М.И. К вопросу о совершенствовании кредитно-денежной политики// Деньги и Кредит.- 2007.-№ 5.- С. 43-46.

7. Долан Э.Д. Деньги, банки и кредитно-денежная политика. - СПб., 2004 – 320 с.

8. Ершов М. Актуальные проблемы российской кредитно-денежной политики // Российский экономический журнал.- 2006.-№ 7-8.- С. 3-10.

9. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках / ЭКО, 2008. - №7.

10. Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России: через десять лет. СПб., 2007. - 320 с.

11. Красавина Л.Н., Пищик В.Я. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 312 с.

12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008г. // Деньги и Кредит.- 2007.-№ 9- С. 4-31.

13. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 // Деньги и кредит. – 2004. – № 11.

14. Рогова О. Где экономика в государственной денежно – кредитной политике / Экономист. – 2004г. №5.

15. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен // Финансы.- 2007.-№ 7.- С. 68-70.

16. Сухарев О.С., Курьянов А.М. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики // Финансы.- 2007.-№ 9- С. 55-58.

17. Стратегия развития России до 2010 года (концепция) / Российская газета, 2007. - № 56.

18. Фетисов Г. Г. Банк России: цели, задачи, проблемы./ Деньги и кредит. – 2005г. №2.

19. Шмелев Н. Монетарная политика и структурные реформы в экономике постсоветской России // Вопр. экономики. - 2002. - N 5. - С.26-38.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское