Введение
Глава 1. Приемная семья как один из способов передачи ребенка в семью
1.1. Приемная семья
1.2. Международное сотрудничество по вопросам приемной семьи
Глава 2. Правовой статус приемной семьи
2.1. Юридические и психологические требования к приемным родителям
2.2. Правовое положение приемных детей
2.3. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными государственными органами
Глава 3. Права и обязанности членов приемной семьи. Правовые последствия создания приемной семьи
3.1. Права и обязанности приемных родителей и приемных детей
3.2. Правовые последствия создания приемной семьи
Заключение
Библиографический список
Тема данной курсовой работы: «Приемная семья».
Одним из проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число детей, оставленных в родильных домах. Так, в 2002 году в Новосибирской области в 6 домах ребенка находилось 396 детей, от которых отказались родители, в 8 детских домах находилось 535 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 4 школах-интернатах находилось 803 ребенка, оставшихся без попечения родителей, в 5 коррекционных школах - 897 детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих различные отклонения в развитии, в 20 социально-реабилитационных центрах (приютах) для несовершеннолетних социальную реабилитацию получили более 1800 детей, оставшихся без попечения родителей.
На сегодняшний день в Новосибирской области зарегистрировано 12026 официально выявленных и устроенных детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 6625 детей воспитываются в семьях опекунов (попечителей), 3294 ребенка находятся в образовательных учреждениях для детей –сирот, 78 детей живут в приемных семьях, 440 детей, в возрасте до четырех лет в домах ребенка, 624 в домах временного пребывания, 965 в учреждениях начального профессионального образования.
Негативным фактом является то, что из детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в различных учреждениях - 85% имеют родителей, которые либо лишены родительских прав, либо по разным причинам от них отказались.
Основная забота о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, ложится на плечи государства. Перспективным для России решением проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей, оставшихся без попечения родителей, становится передача их на воспитание в приемные семьи.
Несомненно и то, что эти отношения нуждаются в четком правовом регулировании, особенно, если учесть, что подобного рода отношения являются новыми для России.
На основании вышеизложенного была сформулирована цель работы: комплексный анализ правового регулирования, теории и практики функционирования приемных семей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать приемную семью как один из способов передачи ребенка в семью
2) проанализировать международное сотрудничество по вопросам приемной семьи
3) определить правовой статус приемной семьи, взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными государственными органами
4) определить права и обязанности членов приемной семьи. Правовые последствия создания приемной семьи
5) в заключении сделать выводы и собственные предложения
Проблемы приемной семьи получили освещение в отечественной правовой науке, в частности, в работах Бочаровой С., Кузнецова И.М., Нечаевой А.М.
Эмпирическую базу исследования составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания: историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, метод системного подхода и анализ.
Соответственно с учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Приемная семья как один из способов передачи ребенка в семью
1.1. Приемная семья
Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. хотя если обратиться к истории, то первый опыт устройства брошенных детей приходится на в 60-70 гг 18 века, когда по приказу императрицы Екатерины II в Москве и Петербурге были созданы воспитательные дома.
На современном витке истории, как видно из изложенного, форм воспитания детей несколько.
Приемная семья была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса. Специальная глава 21 СК РФ посвящена правовым вопросам организации приемной семьи, а затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ № 829 от 17 июля 1996 г.
Процедура создания приемной семьи выглядит следующим образом:
Приняв решение создать приемную семью, граждане (отдельный гражданин) подают в орган опеки заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К этому заявлению прикладываются те же основные документы, что и для оформления усыновления (справки о доходах, документы о наличии жилья, медицинскую справку о состоянии здоровья, копию свидетельства о браке для тех, кто состоит в браке и документы, удостоверяющие личность).
Для того чтобы подготовить такое заключение, орган опеки составляет акт обследования жилищных условий. На основе перечисленных документов, а, также учитывая личные качества граждан, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, орган опеки в течение 20 дней должен составить заключение о возможности быть приемным родителем.
Положительное заключение дает основание для подбора ребенка (детей) в приемную семью. Для этого приемным родителям выдается направление в то учреждение, где находится ребенок.
В отличие от усыновления в приемную семью могут передаваться не только дети, имеющие определенный правовой статус, но и те, у кого родители находятся в заключении, не лишены родительских прав, а по состоянию здоровья не могут выполнять родительские обязанности. В приемную семью может помещаться и такой ребенок, родители которого находятся в розыске, не имеют определенного места жительства. Дело в том, что срок, на который ребенок передается в приемную семью на воспитание, может быть различен - от 1 месяца и до совершеннолетия ребенка.
Положением предусматривается, что на воспитание в приемную семью могут передаваться не более 8 детей.
Администрация учреждения, в котором находится ребенок, обязана познакомить приемного родителя со всеми имеющимися у них документами ребенка и заключением экспертной комиссии о состоянии его здоровья. После подбора ребенка приемные родители пишут заявление с просьбой о передаче им на воспитание этого ребенка в орган опеки по месту нахождения ребенка, прикладывая к нему заключение о возможности быть приемными родителями и все перечисленные выше документы.
На этом основании между приемными родителями и органом опеки по месту нахождения ребенка заключается договор о передаче ребенка на воспитание. Если приемные родители берут на воспитание нескольких детей, то такой договор заключается на каждого ребенка отдельно.
Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Приемные родители принимают на себя, как и опекуны, все заботы о ребенке, защите его прав и отстаивании интересов. Они должны обеспечивать ему нормальные условия для содержания, воспитания и образования, обеспечивать ему всестороннее развитие, уважать человеческое достоинство, заботиться о его здоровье. Особенностью этой формы семейного воспитания является и то, что ребенок имеет право на поддержание контактов с кровными родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка и не вредит его нормальному развитию и воспитанию.
Приемные родители, как и опекуны, получают пособия на содержание ребенка и все причитающиеся ему алименты, пенсии, социальные выплаты и гарантии. Сохраняются все жилищные права ребенка. Приемный родитель, как и опекун, обязан тратить эти средства на содержание ребенка, а не на личные нужды. Для этого им рекомендуется в письменной форме вести учет приходов и расходов. Раз в год сведения о том, как израсходованы средства, предоставляются в органы опеки. Никто не вправе изымать сэкономленные в течение года средства.
В отличие от опеки и усыновления законодательство предусматривает оплату труда приемных родителей. Размеры этой оплаты и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются региональным законодательством в зависимости от количества взятых на воспитание детей. Так, например, в Самарской области установлена фиксированная оплата, включающая в себя пособие на ребенка и заработок родителей, а в Москве - полная тарифная ставка выплачивается приемному родителю, принявшему на воспитание троих детей.
Кроме договора о передаче ребенка на воспитание, с приемным родителем заключается контракт, работа по которому в соответствии с законодательством засчитывается в общий трудовой стаж. Контракт может заключаться с одним или двумя родителями в зависимости от количества детей, взятых на воспитание. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок (в том числе и бесплатных) для детей в санатории, дома отдых и оздоровительные лагеря. Для приобретения продуктов питания семья прикрепляется к базам и магазинам, снабжающим образовательные учреждения.
Таким образом, передать ребенка на воспитание в семью можно различными способами. Главное здесь- дать каждому ребенку право жить и воспитываться в семье, чувствовать себя любимым, нужным и желанным.
1. Конституция Российской Федерации 1993 N б/н М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА* М. 1998.67с.
2. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) // Сборник международных договоров. 1999.№12. 567с.
3. Декларация прав ребенка» (1959 г.) // Сборник международных договоров. 1998.№ 4. 4987с.
4. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) // Сборник международных договоров. 2001. № 1. 509с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№5. 39с.
6. Гражданский Кодекс часть третья. // Российская газета.2001.№9.С. 3-28
7. Семейный кодекс Российской федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№1. с.12-39
8. Закон РФ Об актах гражданского состояния.// Российская газета. 1997 №3.с. 23-25
9. Закон РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Российская газета 2001.№ 2.с.12-13
10. Указ Президента РФ от 14.05.96 Об Основных направлениях государственной семейной политики,// Российская газета . 1996.№14.с.34
11. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829) // Российская газета. 1996.№ 10.с.21-22
12. Основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. Утверждены Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942. // Собрание законодательства РФ. 1995. N 38. с.45
13. Доклад «О Положении детей в Новосибирской области на 2000 г». г. Новосибирск..
14. Доклад «О Положении детей в Новосибирской области на 2001 г». г. Новосибирск.
15. Доклад «О Положении детей в Новосибирской области на 2002 г». г. Новосибирск.
16. Бочарова С. Договор на маму // Российская газета. 2002.№ 9
17. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации/под ред.И.М. Кузнецова. М.: ПРИОР. 2000. 689с.
18. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. М:. ИНФРА*М-НОРМА, 1997.490с.
19. Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. Л.А.Окунькова Л.А. – М.:БЕК. 1996. 750с.
20. Нечаева А.М. Курс лекций по семейному праву.- М:. Орион. 1998. 430с
21. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: Проспект. 2000. 438с.