Актуальность темы в том, что развитие организационных основ адвокатской деятельности и правового статуса адвокатуры в Российской Федерации напрямую связано с произошедшими коренными преобразованиями в политической и экономической системе страны, созданием принципиально новых правоотношений, базирующихся на процессах интеграции нашей страны в международное правовое пространство, соблюдением международных стандартов прав человека. Эффективность правозащитной деятельности адвокатуры зависит от состояния законности и правопорядка в стране, правосудия и уровня правосознания граждан, от отношения органов государственной власти к правам и свободам человека и гражданина и средствам их защиты.
В результате реформ, повлекших за собой глобальные изменения во всех сферах жизни государства и общества, создалась принципиально новая правовая ситуация, требующая пересмотра и правового уточнения организационных основ адвокатской деятельности и статуса адвокатуры как одного из основных механизмов защиты прав человека во всем мире.
За последние годы роль и место адвокатуры в России, а также круг ее задач по осуществлению защиты прав и законных интересов человека и гражданина существенным образом изменились.
В некоторых сферах сближение российского законодательства с европейскими гуманитарными нормами встречает серьезное сопротивление среди законодателей, теоретиков в области юриспруденции и практических работников. Исторически наиболее ярко это противодействие проявило себя при рассмотрении вопроса о передаче полномочий по принятию решения об аресте обвиняемых и подозреваемых от прокуратуры судам. Статья 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,1 принятой 4 ноября 1950 г. в г. Риме (далее - Европейская конвенция) вводит правило обязательного судебного контроля при применении к подозреваемым и обвиняемым такой меры пресечения как заключение под стражу. В соответствии с Европейской Конвенцией санкционирование задержания (ареста) допускаются только судом. При этом требуется незамедлительное доставление задержанного (арестованного) к судье для проверки законности и обоснованности задержания или ареста.
Однако вплоть до последнего времени отсутствие должного правового регулирования организационных основ адвокатской деятельности и правового статуса адвокатуры в России, отсутствие обращения к положительному опыту исторического развития и формирования нормативно-правовой базы осуществления адвокатами своей профессиональной деятельности в зарубежных странах (например, Франции, Германии, США) влекло за собой значительные недостатки в деятельности недавно реформированной российской адвокатуры.
Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее -Закон об адвокатуре) юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с определением организационных основ адвокатской деятельности и правового статуса адвокатуры в России.
Предметом исследования выступает система организационно-правовых норм, регулирующих деятельность института адвокатуры в России.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Андреева Ю. С., Винавер М. М., Мельниченко Р. Г., Понасюк А. М., Рыжаков А. П., Щеглова Л. В., Берекашвили Л. Ш., Игнатов В. П., Грудцына Л. Ю., Жариков Ю. С., Попов К. И., Мархгейм М.В., М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков Кучерена А.Г., Баранов Д.П. и др., а так же были использованы Федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и «О некоммерческих организациях».
Целью данной работы является изучение историю и современного состояния адвокатуры как института гражданского общества, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Выявить важность адвокатуры в системе учреждений
- Охарактеризовать организацию адвокатуры;
- Рассмотреть историю института адвокатуры;
- Проанализировать институт адвокатуры на современном этапе развития Российской Федерации.
В исследовании использовались следующие методы научного познания: диалектический, сравнительно-аналитический, системного анализа, исторический, формально-логический, функциональный, синтеза, абстрагирования, и другие.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.