Введение.
Глава 1. Теоретические основы применения приема «Кластер» в обучении русскому языку.
1.1 Методы и технологии обучения русскому языку.
1.2. Прием «Кластер»: особенности способа организации учебного материала на уроках русского языка.
1.3. Виды «Кластеров» на уроках русского языка.
Глава 2. Характеристика особенностей образовательного процесса с использованием приема кластер.
2.1 Учет психолого-педагогических особенностей развития школьников при использовании приема «Кластер» на уроках русского языка.
2.2 Тема «Глагол как часть речи»: место в системе календарно-тематического планирования по русскому языку
Глава 3. Применение приема «Кластер» в структуре урока русского языка.
3.1. Разработка урока русского языка для учащихся 6-го класса. Урок открытия новых знаний («Глагол как часть речи»).
3.2. Разработка урока русского языка для учащихся 6-го класса по теме «Глагол как часть речи». Урок закрепление
Заключение
Библиография.
Современное образование развивается в соответствии с социальными потребностями, предъявляемыми к его целям и содержанию. Возросший темп жизни и информатизация общества подразумевают развитие у обучающихся способности к быстрому восприятию информации любого типа. В наши дни обучение в средней школе ориентировано на формирование у учащихся компетенций, которые способствуют реализации принципа «образование через всю жизнь».
Актуальность исследования обусловливается тем фактом, что в соответствии с новым ФГОС изменяются требования к образовательным организациям. Кроме того, «новые требования» затрагивают и специфику преподавания дисциплины «Русский язык»: изменяется стиль обучения и происходит переход к образовательной парадигме, которая основана на активности школьников, их самостоятельности и творчестве.
Личностно-ориентированное обучение предполагает смещение акцента на уроке русского языка с информационно-гностического подхода на развивающий и деятельностный. Для обеспечения условий развития личности ученика, формирования у него нестандартного мышления, навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития, и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, повышения учебной мотивации, содержание образования предполагает широкое использование на уроках инновационных педагогических технологий, в том числе и приема «Кластер».
На современном этапе существует ряд противоречий: между требованиями современности к образовательной политике и педагогическими условиями, созданными в общеобразовательных школах для обучения школьному курсу русского языка; между необходимостью развития критического мышления учащихся и отсутствием у учителей практики применения приема «Кластер» как составного элемента технологии развития критического мышления.
Проблема исследования: как применять прием «Кластер» на уроках русского языка в условиях деятельностного обучения.
Цель исследования – описать методику применения кластера как способа систематизации учебного материала по русскому языку в 6 классе по теме «Глагол как часть речи».
Задачи:
- Раскрыть теоретические основы изучения проблемы применения приема «Кластер» на уроках русского языка.
- Определить методические особенности применения приема «Кластер» на уроках русского языка.
- Выявить возможности применения приема «Кластер» на уроках русского языка в основной школе, разработав конспекты уроков русского языка для учащихся 6-х классов по теме «Глагол как часть речи» с применением приема «Кластер».
Гипотеза исследования: применение приема «Кластер» на уроках русского языка позволяет сформировать систему лингвистических понятий и представлений у учащихся 6-х классов.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования – педагогические условия применения приема «Кластер» на уроках русского языка в условиях деятельностного обучения.
Методы: теоретические – теоретический анализ научных источников, анализ педагогического опыта, методы сопоставления и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – проектирование уроков русского языка.
Методологическую основу исследования составили научные труды И. В. Муштавинской, В.М. Пакуловой, Г.В. Сорокиной и др. Методика приема «Кластер» раскрыта в работах К.Р. Глазковой, В.С. Кукушина, А.И. Павлова и др. В.А. Блаженов, О.Н. Горбатова, В.П. Симонов, И.О. Федорова и др. определили условия применения приема «Кластеры» в обучении русскому языку.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении курса «Теории методики обучения русскому языку» в педагогических вузах и колледжах. Полученные выводы могут быть полезны при проведении междисциплинарных научных исследований, но, прежде всего, учтены в практике преподавания русского языка в школах, гимназиях и профильных лицеях как в среднем звене, так и в старших классах.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы применения приема «Кластер» в обучении русскому языку
1.1 Методы и технологии обучения русскому языку
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. Приведем краткий перечень предметных компетенций по русскому языку: [7,с.190]
- Лингвистические.
Синтаксические, пунктуационные, фонетические, графические, орфоэпические, лексические, орфографические, словообразовательные и т.д. компетенции.
- Коммуникативные.
Восприятие и воспроизведение устной и письменной речи. Умение воспроизводить их; дать толкование речевых понятий: «общение» и «речь», «текст», «диалог», «типы», «жанры», «стили речи».
- Культурологические
Усвоение культурологических понятий и явлений: символов, фразеологизмов.
- Деятельностные.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, определенных Государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. Умения ориентироваться в предстоящей деятельности, представлять результат своего труда, самостоятельно учиться в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, владеть мыслительными операциями и практическими умениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).
- Общеучебные.
Умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, пользоваться словарями, делать выводы.
- Специальные, учебно-языковые.
Умение различать языковые явления, группировать единицы языка по определенному признаку, делать анализ; орфографические умения, умения правильно писать слова, употреблять знаки препинания в предложениях; нормативные умения правильно произносить звуки, употреблять формы слов, составлять словосочетания и предложения, объединять предложения в связные высказывания, владеть формами речи.
Приведем классификацию методов формирования знаний (теоретические методы) [8,с.24]:
1.Сообшение знаний в готовом виде (объяснительно-иллюстративный, по Ф.И. Буслаеву, «догматический», информационно-рецептивный, дедуктивный) с помощью презентации, учебника, любой наглядности и пр.
- Проблемное изложение.
- Частично-поисковый метод (наблюдение за языком, беседа, эвристический, эвристическая беседа, индуктивный метод, по Ф.И. Буслаеву, «гейристический»).
- Исследовательский метод (проблемная, познавательная, поисковая задача).Считаем, что для использования приема кластер на уроках русского языка, наиболее подходящим видом учебной деятельности является – продуктивный.
Метод сообщения знаний в готовом виде ориентирован на рецептивную деятельность учащихся: знания сообщаются ученику в готовом виде, он их должен воспринять и запомнить. Этот метод используется в двух вариантах: в виде сообщения учителя или в виде сообщения авторов учебника. Последний вариант в методике получил слишком широкое название – работа с учебником. Методом сообщения вводится материал, не нуждающийся в разъяснении, объяснении, а требующий только запоминания.
Метод сообщения знаний в готовом виде восходит к догматическому методу, широко используемому в XVIII – первой половине XIX в. (заучивание старославянских текстов, риторических фигур и пр). Кроме догматического метода, в преподавании русского языка получает распространение метод объяснения нового материала, предполагающий разъяснение изучаемых правил, закономерностей, категорий. В современней школе используется еще один метод подачи нового материала в готовом виде. Этот метод получил название проблемное изложение, который нам наиболее интересен.
Данный метод, как и предыдущие, основан на рецептивной деятельности учащегося, но он предполагает наличие и проблемного изложения материала. Учитель или автор учебника использует для объяснения нового материала тип речи рассуждение. Учитель не только вводит понятие или правило, но и доказывает вводимое положение, приводя аргументы и примеры, раскрывает связи и зависимости между явлениями и фактами. Этот метод активизирует внимание учащихся, заставляя их следить за логикой изложения. Важен ход рассуждения, логика доказательства.
Частично-поисковый метод очень распространен на уроках русского языка особенно в 5-7 классах. Этот метод помогает учащимся овладеть индуктивной формой мышления, учит сравнивать и сопоставлять факты языка, выделять в них существенные свойства, обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Наблюдения над языковыми явлениями проводятся под руководством учителя по заранее составленному плану или по вопросам учебника. Таким образом, для данного метода необходимо иметь :
- Языковой материал.
- Вопросы для его анализа.
- Правило или определение (понятие) учебнике.