Введение
1. Теоретический аспект формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка
1.1. Культурологический подход к изучению русского языка
1.2. Структура культуроведческой компетенции
1.3. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка
2. Методические основы формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка
2.1. Изучение и использование слова в его культурно-историческом и изобразительном ракурсах
2.2. Изучение словосочетаний и предложений как культурного феномена
2.3. Изучение и создание текста культуроведческого содержания
Заключение
Список литературы
Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, т.к. процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в настоящее время затруднен в связи с нарушениями системы социальных отношений в обществе. Это однодетность и малодетность семей, жизнь порознь со старшим поколением, утрата традиций народной педагогики, автономность общения детей и взрослого населения, социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей.
В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение. В нормативных документах школы указано: необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция.
Объект исследования – культуроведческая компетенция.
Предмет исследования – формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка.
Цель исследования – выявить особенности формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить сущность культуроведческой компетенции.
2. Рассмотреть формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка.
3. Сформулировать методические основы формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка.
1. Жукова Н.Ю., Папко О.В. Развитие языковой и культуроведчекой компетенции школьников при изучении лексики // Русская словесность. – 2009. – № 2. – С. 63-67.
2. Клюева Г.Ю. Формирование культуроведческой компетенции учащихся 5-6 классов при изучении лексики на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2009. – № 6. – С. 16-20.
3. Колмогорова И.В., Качалов А.В. Проблема формирования культуроведческой компетенции // Школа будущего. – 2011. – № 2. – С. 89-93.
4. Колотилова А.Э. Обращение к истории алфавита как путь формирования культуроведческой компетенции школьников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. –2012. – № 3. – С. 167-172.
5. Кучеверова А.И. Метод проектов в формировании культуроведческой компетенции при обучении русскому языку // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 358-365.
6. Ляпина Л.Н. О развитии культуроведческой компетенции учащихся при изучении региональных особенностей русского языка // Русская словесность. – 2010. – № 6. – С. 12-17.
7. Мамаева С.В. Проблема формирования культуроведческой компетенции при обучении русскому языку в школе // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2010. – Т. 1. – № 1. – С. 378-382.
8. Никонова Л.В. Формирование элементов культуроведческой компетенции на уроках русского языка // Образование в современной школе. – 2011. – № 4. – С. 12-19.
9. Новикова Л. Н. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры: Дис. … докт. пед. наук. – М., 2005. – 515 с.
10. Токарева И.Ю. Аспекты формирования культуроведческой компетенции при изучении морфологии // Русский язык в школе. – 2010. – № 2. – С. 15-19.
11. Токарева И.Ю. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при изучении имени собственного // Русская словесность. –2010. – № 6. – С. 52-53.
12. Хаирова И.В. Культуроведческий аспект изучения русского языка в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 305-305.