Введение
1. Теоретико-методические аспекты обучения изложению младших школьников
1.1. Работа над изложением в начальной школе как средство развития связной письменной речи
1.2. Предупреждение ошибок при работе над изложением
2. Опытно-экспериментальная работа по обучению изложению в начальной школе
2.1. Исходный уровень умений написания изложения младшими школьниками
2.2. Экспериментальная работа над изложением в начальной школе
Заключение
Список литературы
В основу Федерального государственного стандарта второго поколения, внедряемого в настоящее время в начальной школе, положен системно-деятельностный подход . Деятельностная составляющая данного подхода предполагает овладение учащимися способами деятельности, а также усвоение универсальных учебных действий как основного результата обучения. Как показали многочисленные исследования, для овладения любой деятельностью необходимо осознание деятелем самого процесса, приводящего к достижению результата, то есть тех действий и операций, которые составляют содержание осваиваемой деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова. ИА. Зимняя и др.).
В работе над развитием речи учащихся важнейшим метапредметным результатом является «осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме» .
Большие возможности для достижения указанного результата на уроках русского языка открывает обучение изложению текста. Написание изложения предполагает владение учащимися комплексом речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и воспроизведение готового текста. При восприятии и при передаче содержания действия учащихся направлены на такие стороны текста, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении изложению, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
– информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, отобрать материал в соответствии с темой и основной мыслью, раскрыть тему и главную мысль в изложении;
– структурно-композиционные, предполагающие умения выделять структурно-смысловые части в тексте, средства связи между частями и предложениями, умение составлять план, связно и последовательно излагать содержание текста,
– умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
– умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления, включающие умения находить ошибки и недочеты в тексте и вносить необходимые исправления .
Деятельностный подход предполагает осознание учащимися операционной стороны формируемых действий и организацию обучения изложению с учетом структурных компонентов речевой деятельности – мотивационного, исполнительного и контрольного.
Цель данной работы – изучить средства и методы работы над изложением в начальной школе.
Объект исследования – развитие письменной речи младших школьников при работе над изложением.
Предмет исследования – средства и методы работы над изложением в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить работу над изложением в начальной школе как средство развития связной письменной речи.
2. Рассмотреть предупреждение ошибок при работе над изложением.
3. Выявить исходный уровень умений написания изложения младшими школьниками.
4. Провести экспериментальную работу над изложением в начальной школе.
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: standart.edu.ru
2. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.; Воронеж, 2002.
3. Бородкина Е.Ю. Содержание подготовительного этапа обучения младших школьников написанию изложений и сочинений краеведческой направленности // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – 2011. – № 2. – С. 1527
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008
5. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Г. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
6. Соловейчик М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. – 1979. – № 4. – С. 23-29
7. Черемисина Н.А. Точность и лаконичность – важные коммуникативные качества речи младших школьников» // Начальная школа. – 2011. – № 12
8. Черемисина Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С.17-22.
9. Щеголева Г.С. Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 4 класс. – СПб, Специальная литература, 2009
10. Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. – СПб: Специальная литература, 2009