Введение
1. Теоретический аспект исследования работы над сочинением-повествованием в начальной школе
1.1. Сочинение-повествование как вид сочинения
1.2. Характеристика работы над сочинением в начальной школе
1.3. Анализ учебников и учебно-методический пособий на предмет включения сочинения
2. Методическая работа над сочинением-повествованием в начальной школе
2.1. Подготовка учеников к сочинению во втором классе
2.2. Подбор текста сочинения во втором классе
2.3. Специфика организации орфографической подготовки
2.3. Фрагмент конспекта урока
Заключение
Список литературы
Развитие речи как основы всякой умственной деятельности и средства коммуникации – необходимая составная часть содержания начального курса родного языка и звено, которое органически связывает все его части и объединяет их в единый предмет – русский язык.
Систематическая работа по развитию речи младших школьников формирует у детей коммуникативно-речевые умения:
– понимать тему текста и определять ее границы;
– отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой
или основной мыслью;
– прогнозировать содержание текста по его названию, а также
озаглавливать текст в соответствии с содержанием;
– делить текст на логически законченные части;
– выделять главную мысль и составлять план текста;
– выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;
– пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;
– распознавать значение незнакомых слов.
Огромную роль в формировании и реализации этих умений играет написание сочинений разных видов. Сочинение помогает младшему школьнику упорядочить свои мысли, учит грамотно выражать свое отношение к каким-либо проблемам, обогащает устную и письменную речь. Посредством сочинений учителю легче познать внутренний мир ребенка. Обучение написанию сочинения имеет и воспитательный аспект: темы, подготовка к работе, обсуждение и т.п. должны быть направлены на становление младшего школьника как личности, члена общества, социально адекватного.
Работа над сочинением вырабатывает навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения. Таким образом, деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика, вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.
Написание сочинения – это речевая деятельность, осуществляемая в письменной форме. Она предполагает наличие коммуникативно-речевого мотива, а также учет особенностей адресата и ситуации общения. Следовательно, чтобы письменная речь осуществлялась в условиях, приближенных к естественным условиям функционирования речевой деятельности, необходимо, чтобы ученик осознавал, для кого и при каких обстоятельствах он пишет свое сочинение и, главное, хотел бы его написать,
Цель данной работы – изучить работу над сочинением-повествованием в начальной школе.
Объект исследования – написание сочинения-повествования.
Предмет исследования – работа над сочинением-повествованием в начальной школе.
Задачи:
1. Дать характеристику сочинению-повествованию и сочинению по теме сюжетных картин.
2. Проанализировать учебники и учебно-методические пособия на предмет включения сочинения.
3. Рассмотреть методическую работу над сочинением-повествованием в начальной школе.
1. Гергиева Я.М. Развитие связной письменной речи: начальная школа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 2. – С. 82-86.
2. Давыдова Т. Учимся писать изложения и сочинения. – М.: Стрекоза, 2009. – 64 с.
3. Загребельная С.В. и др. Обучение написанию сочинений в начальной школе. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. – Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. – Ч.2. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
6. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. – Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
7. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. – Ч.2. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
8. Макарова С.А., Щеголева Г.С. Развитие у младших школьников способности к вариативности в процессе работы над сочинением // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т. 3. – № 2. – С. 83-92.
9. Никитина Л.А. Можно и нужно ли учить детей вариативности в раскрытии темы сочинения//Начальная школа. – 2004. – № 9.
10. Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картине // Начальная школа. – 2001. – № 5 – С. 96-98
11. Уроки развития связной речи в начальной школе. – СПБ: Специальная литература, 2006. – 160 с.
12. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 176 с.