ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Методы и приемы формирования орфографических умений при работе над трудными словами
1.2. Методика работы с трудными словами на уроках в начальной школе
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Содержание экспериментальной работы по работе с трудными словами в начальной школе на уроках русского языка
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
Известно, что освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными», трудно дается младшим школьникам. Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путем механического запоминания. Ребенку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет, не формирует интереса к языку, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного запоминания. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.
Практически все современные учебники русского языка включают орфографические словари. Как правило, эти словари содержат списки тех слов, которые подлежат запоминанию, – так называемых словарных слов. Традиция отбора таких «словарных слов» авторами поддерживается из учебника в учебник. Однако сегодня состав «словарных слов» и общая оценка назначения орфографического словаря в учебнике немного меняются. В словаре учебника для каждого класса слов значительно больше, чем предполагает обязательный минимум для этого класса. Если посмотреть тот или иной словарь на страницах, то можно заметить, что часть слов отмечена звездочками. Это и есть обязательный минимум. Конечно, предусмотреть все необходимые учащимся слова невозможно, да и не нужно. Важно на доступном объеме слов «открыть» детям, прежде всего, сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Учебником «К тайнам нашего языка» во 2-м классе предусмотрен урок, на котором происходит знакомство со способом поиска слов в словаре. Дети знакомятся с памяткой «Как пользоваться орфографическим словарем?».
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Работа с трудными словами в начальной школе на уроках русского языка».
Объект исследования: работа с трудными словами в начальной школе на уроках русского языка.
Предмет исследования: формирование орфографический умений младших школьников при работе над трудными словами на уроках русского языка.
Цель исследования: на основе проведенного исследования разработать и апробировать систему упражнений, направленных на формирование орфографических навыков при работе с трудными словами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методику работы с трудными словами на уроках в начальной школе.
2. Выявить методы и приемы формирования орфографических умений при работе над трудными словами.
3. Провести экспериментальное исследование работы с трудными словами в начальной школе на уроках русского языка .
4. Проанализировать эффективность формирования орфографических умений младших школьников при работе с трудными словами.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование орфографический умений младших школьников будет наиболее эффективным, если использовать на уроках занимательный материал (кроссворды, анаграммы, ребусы, игры и т.д.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Во введении обоснована актуальность, определены цель и задачи, сформулированы объект и предмет исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыты методы и приемы формирования орфографических умений при работе над трудными словами, а также определена методика работы с трудными словами на уроках в начальной школе. Во второй главе представлены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы. В заключении приведены выводы по проделанной работе.
1. Афанасьева Л.П. Обучение младших школьников работе с информацией на уроках русского языка и литературного чтения / Л.П. Афанасьева // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 41-45.
2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 144 с.
3. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А.Бондаренко, М.Л. Каленчук. – М.: Просвещение, 2008. – 144 с.
4. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок / Т. Д. Бочкарева // Начальная школа. – 2001. – №3. – С. 17-20.
5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
6. Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Академия, 2007. – 304 с.
7. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка / Н. А. Золотых // Начальная школа. – 2001. – №3. – С.9-17.
8. Калинина И.Л. Проблемы формирования навыка грамотного письма у учащихся начальной школы / И.Л. Калинина // Начальная школа. – 2010. – №10. – С.104-106.
9. Канакина В.П. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 1 класс» / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.
10. Канакина В.П. Работа с трудными словами в начальной школе / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
11. Киримлиди Г. И. Методика работы со словарными словами в начальной школе / Г.И. Киримлиди [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school20eysk.ucoz.ru/index/0-27
12. Классен Т.В. Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность на уроках русского языка / Т.В. Классен // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – С.103-107.
13. Костромина Н.И. Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через зрительные диктанты / Н. И. Костромина, М. Э. Костромина // Начальная школа. – 2001. – №3. – С. 58-62.
14. Кравец Н. В. Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе / Н.В. Кравец [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/66396.html
15. Лободина Н.В. Система словарно-орфографической работы в начальной школе при изучении словарных слов / Н.В. Лободина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://academicon.ru/publ/filologija/lobodina_n_v_sistema_slovarno_orfograficheskoj_raboty_v_nachalnoj_shkole_pri_izuchenii_slovarnykh_slov/5-1-0-70
16. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
17. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р. Львов. – М.: Прометей, 1988. – 90 с
18. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с.
19. Морозова Г.А. Из опыта работы по УМК «Перспективная начальная школа» / Г.А. Морозова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – С.52-55.
20. Пазова Л.М. К вопросу о методах формирования звуковой культуры речи младших школьников / Л.М.Пазова, И.В. Щербашина // Новые технологии. – 2010. – №4. – С.173-177.
21. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
22. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская, Г.А. Цукерман, В.Г. Горецкий, О.В. Кубасова и др. – М.: Академия, 1997. – 383 с.
23. Сейфулина С.А. Орфоэпические ошибки в речи младших школьников, вызываемые воздействием письма / С.А. Сейфулина// Начальная школа: До и после. – 2011. – №5. – С.1-3.
24. Серикова О.С. Учебное моделирование как средство совершенствования орфографического навыка младших школьников / О.С. Серикова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/
25. Смирнова Е.В. Формирование УУД на уроках обучения грамоте и письму в УМК «Перспективная начальная школа» / Е.В. Смирнова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – С.69-73.
26. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Самые хитрые и трудные для написания слова русского языка. 1-4 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 33 с.
27. Уткина Г.А. Системно-деятельностный подход в обучении правописанию словарных слов / Г.А. Уткина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://school370002.edusite.ru/
28. Чиркова Н.А. Словарная работа в начальной школе / Н.А. Чиркова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/615723/
29. Шарапова О. Используйте на уроках русского языка текстовой дидактический материал / О. Шарапова // Начальная школа. – 2001. – №3. – С. 23-29.
30. Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе / С.В. Ярославцева. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.