ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основные принципы дидактики
История и развитие дидактики как науки
Принципы дидактики
ГЛАВА 2. Общие принципы дидактики и их реализации в конкретных предметных методиках обучения
2.1. Реализация принципов дидактики в обучении
2.2. Средства и реализация принципа наглядности в преподавании русского языка
2.2.1. Использование таблиц на уроках русского языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Принципы обучения – это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем.
В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются, и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового. Специфические связи и взаимообусловленность отдельных элементов процесса обучения осуществляются при соблюдении: сознательности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обучения; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.
Целью исследования было изучение общих принципов дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– изучить и систематизировать основные принципы дидактики;
– проанализировать их связь в педагогике и психологии;
– рассмотреть понятия «дидактика» и «принципы обучения» в теоретической и практической педагогике;
– рассмотреть на примере один из основных принципов.
В итоге сложилась двухчастная структура.
В первой главе курсовой работы уделяется внимание истории и развитию дидактики как науки, изучению основных дидактических принципов. Уделяется особое внимание понятиям «дидактика» и «принципы обучения» как научным категориям.
Вторая глава посвящена непосредственно исследованию и реализации принципов дидактики в обучении и их практическому применению.
Для достижения поставленной в работе цели были проанализированы словари, учебники и учебные пособия по теоретической и практической педагогике и дидактике, а также учебники, монографии, материалы периодической печати по истории дидактики (Куписевич Ч., Окон В., Скаткин М.Н. и др.).
ГЛАВА 1. Основные принципы дидактики
- История и развитие дидактики как науки
Дида́ктика (др.-греч. Διδαкτιкός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Дидактика, как и многие другие науки, развивалась исторически. Это зависело от того, на каком этапе развития находилось человеческое общество.
Первые дидактические мысли были высказаны еще очень давно, в античную эпоху. Известно, что уже в Древней Греции и Древнем Риме были созданы довольно развитые образовательные системы. Большое внимание воспитанию подрастающего поколения уделялось в Спарте. Однако обучение там имело несколько другое направление, чем сейчас. Будучи в течение трехсот лет мощной военной державой, Спарта нуждалась в сильных, дисциплинированных и выносливых воинах, поэтому большая часть времени отдавалась обучению молодого поколения военному делу и физической подготовке.
Для активизации и стимулирования деятельности учащихся постоянно проводились различного рода состязания и учебные походы. Однако главной особенностью обучения в Спарте была все–таки военизированная направленность. Вот почему в истории такую систему обучения стали называть спартанской.
Совсем другая ориентация была в афинской системе образования. Она направлялась на всестороннее развитие человека. Люди стремились к совершенству и красоте. Как и в Спарте, обучение в Афинах начиналось с 7 лет, но продолжалось лишь до 16 лет, сначала в школе и гимнасии, а затем в университетах. Однако не всякий мог пойти учиться, потому что школы не были бесплатными. Но те, кто мог себе это позволить, обучались по индивидуально–групповым программам. На одного учителя приходилось до 20 и более учеников. Причем они были совершенно разного возраста.
Что касается методов обучения, то преимущественно они были практическими. Сюда можно отнести запись речей, упражнения в их написании, анализ их образцов.
В отличие от других школ в афинской изучали отдельные учебные предметы – в зависимости от специализации учителя. Ученикам преподавалась грамматика, арифметика, диалектика, риторика, музыка, гимнастика и др., причем обучали этим предметам как индивидуально, так и в группах. Среди древнегреческих философов, чьи педагогические труды дошли до нас, были Аристотель, Демокрит, Сократ, Плутарх, Платон. Ими высказывались различные мысли, касающиеся обучения детей, и предлагались альтернативные способы их обучения.
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. М.: Просвещение, 1991.
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. - С-П., 1997.
Богуславская Н.Е., Купинос В.И., Куровалова А.Ю. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991.
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. - М.: Просвещение, 1991.
Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
Богоявленский Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики. //Вопросы психологии, 1978, №4.
Данилов М.А. «Дидактика К. Д. Ушинского».
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.
Ильина, Т. А. Педагогика: учебное пособие / Т. А. Ильина. – М.: Дидактика, 2008. – 211 с.
Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986.
Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. - М., 1977.
Краевский В.В., Хуторской А. В. «Основы обучения: Дидактика и методика». Учебное пособие.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1983.
Нуртазина Р.Б. Занимательная грамматика. - А-А.: Рауан, 1990.
Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990
Педагогика: учебник / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Педагогика, 2009. – 360 с.
Павлова С.А., Трофимоваа Р.Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа, 2009, №4.
Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. //Начальная школа, 2001, №11.
Прессман Л.П. Аудиовизуальные средства на уроке. //Русский язык в школе, 2007, №1.
Прессман Л.П. Кодоскоп на уроках русского языка. //Русский язык в школе, 2008, №6.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. М.: Владос, 1999.
Подласый И.П. Педагогика. - В 2 кн. - М., 1999.
Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Педагогика, 1998. – 290 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.
Чернышева, В. К. О месте дидактических принципов в теории обучения / В. К. Чернышева // Новое в психологии. – М.: Просвещение, 1976. – Вып. 2. – С.99-107.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.
Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. - Челябинск, 1996.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1999.