Вина является одним из принципов уголовного права, а виновность лица в совершении преступления – необходимым условием субъективного вменения. Важность вины определяется тем, что вина является одним из признаков преступления, основополагающим элементом субъективной стороны преступления, субъективным основанием уголовной ответственности и имеет решающее значение при определении преступлений, ответственность за которые разграничивается по форме вины. Без установления формы, содержания и степени вины невозможно назначить правильное наказание, особенно назначение вида исправительного учреждения при отбывании наказания в виде лишения свободы.
Формирование правового государства и гуманизация законодательства ставят перед наукой уголовного права множество новых задач теоретического и практического характера. Одна из основных является полная реализация принципа субъективного вменения, на которую опираются институты преступления, вины, соучастия, назначения и смягчения наказания, помилования и судимости. Реализация данного принципа во многом зависит от определения понятия и сущности вины. Вместе с тем современный российский уголовный закон, как, впрочем, и ранее действовавшие уголовные кодексы, не содержит понятия вины. Поэтому представляется весьма актуальным исследование основных сущностных характеристик вины как важного элемента субъективной стороны преступления.
Изучением вины как комплексной проблемы и ее различных аспектов занимались известные дореволюционные русские правоведы, такие как Н.С.Власьев, В.В.Есипов, П.Д.Калмыков, A.Ф.Кистяковский, П.Л.Люблинский, Н.А.Неклюдов, Э.Я.Немировский, С.В.Познышев, Н.С.Таганцев, Г.С.Фельдштейн, И.Я.Фойницкий и др. Данный вопрос тесно связан с развитием учения о субъективной стороне преступления. Именно она много раз рассматривалась и современными специалистами в области уголовного права и других отраслей науки. К ним можно отнести З.А.Астемирова, П.С.Дагеля, Я.М.Брайна, Г.А.Злобина, М.П.Карпушина, Д.П.Котова, Н.Ф.Кузнецову, В.В.Кулыгина, В.И.Курляндського, Н.С.Лейкину, B.Г.Макашвили, В.В.Лунеева, Р.И.Михеева, Б.С.Никифорова, А.А.Пионтковского, В.С.Прохорова, А.И.Рарога, К.Ф.Тихонова, А.Н.Трайнина, Б.С.Утевского, И.Г.Филановского, М.Д.Шаргородского и др. Отдельные аспекты принципа вины и его места в системе принципов уголовного права анализировались С.В.Бородиным, В.А.Владимировым, Р.Р.Галиакбаровым, Н.И.Загородниковым, М.М.Исаевым, П.К.Кривошеиным, А.В.Наумовым, Б.Т.Разгильдиевым, Н.А.Лопашенко, В.А.Якушиным и др. Собственно проблема принципа вины исследовалась в трудах С.В.Векленко, С.Г.Келиной, В.Н.Кудрявцева, В.В.Мальцева, В.Д.Филимонова и др.
Объектом исследования является закономерность правового регулирования общественных отношений, складывающихся в ходе реализации уголовно-правового принципа вины.
Предметом исследования являются нормы уголовного закона, посвященные регламентации форм вины и их разновидностей, доктринальные воззрения по рассматриваемым в работе проблемам.
Целью исследования является изучение и анализ положений действующего законодательства и работ отечественных ученых, написанных в разные годы, посвященных проблемам вины в уголовном праве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и значение субъективной стороны преступления как обязательного элемента состава преступления;
- проанализировать сущность и основные характеристики вины как обязательного элемента субъективной стороны преступления;
- охарактеризовать указанные в законе разновидности умысла (прямой и косвенный), выявить их сходство и различие;
- охарактеризовать предусмотренные законом виды неосторожной формы вины;
- проанализировать положения действующего законодательства, регламентирующие уголовную ответственность за преступления с двойной формой вины.
В соответствии с общенаучным подходом к теоретическому исследованию методологическую основу составляют основные положения диалектических методов познания. Основными научными методами, использованными при написании работы, являются логико-правовой, системно-структурный и др.
Указанные задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.