Правовое государство подразумевает такой тип государства, при котором власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Еще в древности, за много веков до нашей эры, на ранних этапах развития человечества появляются представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Идея построения правового государства волновала умы мыслителей, с ней связывались поиски совершенных и справедливых форм общественной жизни, противостоящих деспотическому правлению и абсолютизму. Проблемы становления и развития правового государства, его основополагающие принципы, взаимоотношения государства и общества до сих пор остаются не разрешенными. Сегодня государства стремятся к объединению в единое мировое сообщество, построенное на взаимодействии и взаимоуважении, что еще больше увеличивают интерес к вопросу правового государства. Разработка единых ценностей для каждого в отдельности и всеобщего для всех государств, признание достижений цивилизации станут основой внедряемых процессов. Естественно, что к числу первейших ценностей правового государства относиться принцип разделения властей.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в системе государство-общество при построении, развитии и функционировании правового государства.
Предмет исследования - комплексное изучение теоретических основ одного из ключевых принципов правового государства – разделения властей.
Целью настоящего исследования выступает изучение истории возникновения и развития принципа разделения властей, соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве
Цель курсового исследования определила основные задачи, которые необходимо решить:
- Определить истоки принципа разделения властей, заложенные философами древних времен.
- Изучить учения о разделении властей Дж. Локка и Ш. Монтескье.
- Определить понятие принципа разделения властей современными правоведами, философами и мыслителями.
- Провести сравнение реализации принципа разделения властей в США и России.
- Раскрыть сущность трех видов власти: законодательной, исполнительной и судебной.
В качестве методологической базы для исследования был применен ряд научных подходов, включая всеобщий метод (диалектический метод научного познания), а также общие и частные методы, например метод анализа и синтеза, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы.
Теоретическая основа исследования представлена совокупностью трудов таких известных авторов, как Бабаев В.К., Баранов П.П., Дрейшев Б.В., Иванников И.А., Казанцев М.Ф., Керимов Д.А., Ковачев Д.А., Котелевская И.В., Лазарев В.В., Лапаев В.В. Матузов Н.И., Мицкевич А.В., Морозова Л.А., Нерсесянц B.C., Тихомиров Ю.А., Шебанов А.Ф.
Правовое обоснование данной работы составил ряд нормативных актов: Конституция России[1], федеральные и конституционные законы, а также подзаконные акты.
Структура работы определена с учетом цели и задач исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 04.11.2022 № 5-ФКЗ, от 04.11.2022 № 6-ФКЗ, от 04.11.2022 № 7-ФКЗ, от 04.11.2022 № 8-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 41. – Ст. 6933.