Осуществление стратегического курса развития России предполагает реформирование системы государственной власти. Без повышения ее эффективности нельзя представить разрешение важнейших политических, экономических и социальных задач. «Нерешительность власти и слабость государства, -отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, - сводят на нет экономические и другие реформы. Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную власть».
Одной из главных причин недостаточной эффективности осуществления государственной власти в стране является отсутствие единства исполнительной власти. Несовершенство системы государственного управления, прежде всего институциональных структур, призванных обеспечить осуществление непосредственного управления общественными делами, представляет собой одну из фундаментальных характеристик современного Российского государства. Главной причиной, обусловившей подобное положение, является законодательно закрепленный отказ от вертикального единства системы государственной власти сверху донизу. В России сегодня формируются две юридически несвязанные управленческие системы: система государственной власти, состоящая из федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, и система местного , самоуправления. То есть сложилась ситуация, при которой даже органы управления городов с населением, превышающим миллион жителей, столиц республик, краев и областей России не являются структурными элементами системы государственной власти. Помимо правовой несуразности, подобное явление приводит к тяжелым последствиям при решении практических управленческих вопросов.
Для отечественной юридической науки весьма актуально теоретико-правовое осмысление различных подходов к построению системы исполнительной власти, к вопросам ее функционирования в условиях разделения властей и реформирования федеративной структуры государства. Актуальность темы обусловлена и тем, что система федеральных и региональных органов исполнительной власти окончательно еще не стабилизировалась и не использует всех своих внутренних резервов для самосовершенствования.
В немалой степени это обусловлено слабостью теоретико-правовых разработок в данной области, подменой научных подходов политическим прагматизмом, отсутствием системности в реформировании органов федеральной исполнительной власти, нечеткостью критериев, по которым определяется их структура. Данное обстоятельство связано и с несовершенством самой Конституции Российской Федерации, в которой не отражена структурная и функциональная характеристика исполнительной власти, не обозначена основа для дальнейшей легитимации правового статуса основных уровней органов исполнительной власти.
Современная ситуация такова, что теоретические концепции реформирования системы исполнительной власти, вопросы ее функционирования в рамках права и посредством правовых механизмов требуют своего воплощения в реальных юридических и административных конструкциях государственно-правового механизма. Потребность теоретико-правового анализа современного состояния системы исполнительной власти в Российской Федерации, стремление представить теоретическое обоснование необходимых мер по ее совершенствованию обусловили выбор темы диссертационного исследования и определили его актуальность.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Марченко М. Н., Морозова Л. А., Перевалов В. Д., Енгибарян Р. В., Венгеров А. Б., Рассолов М. М. и др.
Объектом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в Российской Федерации в системе исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Предметом послужило исследование системы и структуры органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Целью данной работы является изучение понятия и особенностей исполнительной власти, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, признаки и функции исполнительной ветви власти;
- Исследовать критерии классификации и виды органов исполнительной власти и их полномочия;
- Охарактеризовать федеральные органы исполнительной власти РФ;
- Проанализировать исполнительные органы субъектов.
Использовались различные методы изучения и анализа вопросов правовой материи: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, интегральный, формально-юридический, ситуационный, а также теоретические положения в области теории права и государства и отраслевых юридических наук.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.