В условиях изменений, вызванных необходимостью перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, которые происходят в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, стала актуальной задача обеспечения эффективности использования бюджетных средств. Недостаточная проработанность данной проблемы обусловлена необходимостью реформирования бюджетных отношений при исполнении федерального бюджета по расходам в новых условиях оптимизации бюджетного процесса.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и оптимизации управления государственными расходами Постановлением Правительства Российской Федерации г. была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, в соответствии с которой при планировании и исполнении бюджета должен применяться альтернативный метод реализации бюджетной политики -бюджетирование, ориентированное на результат.
В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетные ассигнования должны распределяться с учетом и в зависимости от достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной политики. Определение результативности расходов продиктовано потребностями практики и имеет существенное значение для определения путей социально-экономического развития страны.
Контроль за исполнением федерального бюджета, особенно в части использования бюджетных средств, может быть эффективным лишь при четко организованной системе бюджетного учета. Исследование этих проблем тем более актуально в условиях, когда не завершена бюджетная реформа и осуществляется комплекс мер по совершенствованию бюджетного процесса, основанного на новых принципах формирования и учета расходов бюджета. В этой связи возникает необходимость совершенствования механизма учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства, а также определения различных концептуальных подходов к группировке затрат распорядителей и получателей бюджетных средств.
Все эти вопросы обусловили актуальность выбранной темы диссертации.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Агапова Т. А., Афанасьев Мст. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В., Вахрин П. И., Денисова И. П., Ермасова Н. Б., Нешитой А. С., Поляк Г.Б., Свищева В. А., Жирова Г. В. Щеголева Н. А. и др., а так же были использованы Бюджетный кодекс Российской Федерации и Интернет-ресурс.
Предметом исследования выступает процесс исполнения и учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства.
Объектом исследования является организация исполнения и порядок учета расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства.
Целью данной работы является изучение общей характеристики расходов бюджета, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть состав и структура расходов федерального бюджета;
- Исследовать систему финансирования расходов бюджета;
- Определить расходы федерального бюджета в 2022 г.;
- Охарактеризовать дефицит бюджета в начале 2023 года;
- Проанализировать способы улучшения бюджета РФ;
- Выявить пути оптимизацйии расходов федерального бюджета в 2023 г. В работе были применены метод системного анализа, теоретического и практического материала. Анализ фактических данных проведен с помощью статистических методов: группировки, выборки, сравнения и обобщения.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы.