ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что институт правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей многогранен и обязательно должен включать в себя индивидуальный подход к изучению обстоятельств дела.
В последние годы в России наблюдается возрождение интереса к проблемам участия детей в уголовном процессе, теоретической основе такого участия, его правовой регламентации. Защита и обеспечение прав несовершеннолетних находит свое отражение в российском законодательстве. Подтверждением небезразличного отношения к подрастающему поколению стало введение в 2009 г. должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Огромное влияние на действия нашего законодателя в рассматриваемой сфере оказало международное нормотворчество. Так, в рамках ООН за последние 15 лет были приняты обязательные и рекомендательные правовые акты, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, - Конвенция о правах ребенка 1989 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. (Эр-Риядские руководящие принципы), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1995 г. («Пекинские правила»), Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений 2005 г.
Работу по изучению вопросов правового положения несовершеннолетних, защиты их прав и интересов в нашей стране ведут также ученые-процессуалисты. Однако в большинстве случаев объектами их исследований становились такие категории несовершеннолетних, как подозреваемые, обвиняемые и потерпевшие. Процессуальная же фигура несовершеннолетнего свидетеля зачастую не рассматривалась. Возможно, это было связано с тем, что ее считали нормативно урегулированной и защищенной уголовно-процессуальным законодательством.
На основе анализа УПК РФ можно сделать вывод, что нормативно-правовое закрепление участия несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве далеко небезупречно. Многие положения требуют корректировки и дополнения, а также внесения изменений и новаций. Эти проблемные вопросы правового статуса несовершеннолетнего прямо или косвенно влияют и на их положение.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: В. Ю. Белицкий, Т. П. Будякова, Б. Я. Гаврилов, Р. В. Костенко, И. А. Макаренко, Г. М. Миньковский, А. В. Смирнов, С. В. Сурменева, Э. А. Черных и другие, а так же были использованы Конституция Российской Федерации, УПК РФ и УК РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся участия несовершеннолетних в уголовном процессе.
Предмет исследования - совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих участие несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
Целью данной работы является изучение особенностей участия несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие несовершеннолетнего по законодательству;
- Исследовать права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве;
- Определить;
- Охарактеризовать производство по уголовному делу с участием несовершеннолетнего потерпевшего;
- Проанализировать участие несовершеннолетнего свидетеля в уголовном судопроизводстве;
- Выявить особенности правового статуса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
Исследование базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной реальности. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, основываются на комплексном применении исторического, логико-юридического, системного, сравнительно-правового методов исследования.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.