Актуальность темы в том, что для развития современной России особое значение имеет местное самоуправление, поскольку оно является одной из основ конституционного строя государства, а органы местного самоуправления - органами публичной власти.
В п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса РФ установлена возможность определения законом особенностей института той или иной формы публичной собственности. В положениях гражданского и муниципального закона очевидно проявляются элементы публично-правового регулирования в гражданском праве, а сама сфера муниципальной собственности является одной из тех, где возможность такого влияния обоснована на теоретическом уровне. Институт права муниципальной собственности при этом остается институтом гражданского права, поскольку определяющим служит критерий предмета, а не метода правового регулирования. При этом допустимые здесь элементы публично-правового регулирования представляют собой правила публично-правового характера, которые интегрируются в структуру норм и институтов гражданского права и направлены на обеспечение публичных интересов в сфере его применения.
Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преследовало цель повышения эффективности деятельности местных органов власти. Вместе с иными законодательными актами этот закон, кроме того, направлен на решение задачи четкого разграничения полномочий между уровнями власти и обеспечения их финансово-бюджетными средствами.
Реализация переходных положений закона показала неточность отдельных норм и выявила неурегулированность ряда проблем. В целях устранения этих недостатков от федерального законодателя требуется дальнейшая корректировка закона.
Для правильного регулирования отношений муниципальной собственности недостаточно создания механизмов закрепления ее за соответствующими муниципальными образованиями, необходимо наличие и гражданско-правовых средств, обеспечивающих ее эффективное использование в публичных интересах .
Таким образом, развитие законодательства в части совершенствования института права муниципальной собственности, требуемое в свете реализации муниципальной реформы, должно опираться на сочетание публичных и частных норм, когда эффективность института права муниципальной собственности будет оцениваться с позиции возможности обеспечения решения вопросов местного значения, а не частных интересов.
Со дня принятия закона в субъектах Российской Федерации был проделан огромный объем работы по подготовке к организации местного самоуправления в соответствии с новыми требованиями.
Основной целью деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Для этого в распоряжение муниципальных образований передаются финансовые и материальные ресурсы, за счет которых местные органы публичной власти организуют на территории муниципальных образований предоставление населению соответствующих услуг и товаров.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Алексеев С.А., Гонгало Б.Я., Мурзин Д.П.. Прохоренко B E., Степанов С.Э., Упоров Д.К., Анисимов А К., Рыженков А.У., Маркин С.Р., Бархатов А. П., Беспалов Ю.Б., Якушев П.Э. Юкша Я.Д., а так же были использованы Гражданский Кодекс и Конституция Российской Федерации.
Объектом исследования являются подлежащие реформированию значимые элементы гражданско-правового института права муниципальной собственности.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, относящиеся к сфере муниципальной собственности, а также судебные акты, материалы анализа, суждения исследователей, касающиеся изучаемых вопросов.
Целью данной работы является изучение права муниципальной собственности в гражданском праве России, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие права муниципальной собственности в Российской Федерации;
- Исследовать реализацию права муниципальной собственности в Российской Федерации;
- Определить субъектов права муниципальной собственности;
- Охарактеризовать состав объектов права муниципальной собственности;
- Проанализировать спорные аспекты осуществления права муниципальной собственности.
Методологическую основу данной работы составили общенаучный диалектический метод познания общественных процессов и частнонаучные методы, в том числе историко-правовой, формально-догматический, сравнительно-правовой.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.