ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ. 6
1.1 Исторический аспект возникновения правового воспитания. 6
1.2 Правовое воспитание в России. 8
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 14
2.1 Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры.. 14
2.2 Проблемы правового воспитания в современном российском обществе. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 33
Правовоспитательная деятельность и ее различные виды играет значительную роль в воплощении права в жизнь. Правовое воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись при реализации целей построения правового государства в России.
В нашем обществе, в нашем государстве постепенно воссоздается атмосфера осуждения нарушений законности, разворачивается борьба за утверждение принципа социальной справедливости и возрождения нравственных норм. Это и понятно, ведь государство должно не только располагать эффективными средствами воздействия на антиобщественные элементы, их перевоспитания и включения в новую жизнь, но и само, своими • действиями должно демонстрировать положительный пример, пример правовой воспитанности, где утверждение и расширение личных прав и свобод должны идти рука об руку с укреплением законности и воспитанием безусловного уважения к закону.
В настоящий период должно существенно возрасти требование к праву и юридическим наукам. Взаимоотношения права с текущей политической и экономической практикой остаются непростыми; не изжито грубое, нигилистическое отношение к праву, и среди граждан и среди государственных служащих.
Разрешение многочисленных проблем, стоящих перед нашим обществом, невозможно без совершенствования всей правовой системы, обновления действующего законодательства, повышения правосознания и правовой культуры должностных лиц, юристов, всего общества. Но одно лишь упорядочение и совершенствование правовой информации вряд ли перерастет в правовую культуру или стабильное правосознание граждан, ведь сама по себе правовая информированность не гарантирует реализацию данных знаний на практике в позитивном русле. Вследствие этого необходимо не только преобразовывать и усовершенствовать законодательство, но и возрождать нравственность, на основе которой будет строиться правовая культура нашего общества. Необходимо, как советовал еще И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретное™ и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души».
Правовое воспитание обусловлено усилением роли права, осознанием обществом его значения как самостоятельного фактора объективной действительности и отвечает возросшим потребностям совершенствования демократии, укрепления законности и правопорядка.
Для современной юридической науки и практики в России продолжают быть актуальными следующие задачи: четкое определение роли правового воспитания в жизни страны; установление наиболее оптимальных его форм, адаптированных к нынешним условиям общественного развития; выявление особенностей и основных тенденций их функционирования; концентрация усилий всех государственных органов, общественных организаций, направленных на обеспечение эффективности данной работы, в том числе координация деятельности субъектов воспитания.
Вследствие вышеизложенного, вытекает настоятельная необходимость в переосмыслении правовоспитательной деятельности. В тоже время требуется глубокая проработка проблемы правового воспитания как одной из важнейших категорий теории государства и права, с учетом достижений современной юриспруденции и практики. Осмысление этой проблематики позволит прояснить перспективы укрепления законности и правопорядка, правовых основ современного российского общества.
Актуальность настоящей работы и выбор данной темы исследования обосновывается недостаточной разработанностью практических механизмов привития правового мышления и правового воспитания граждан в настоящее время.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Марченко М. Н., Морозова Л. А., Перевалов В. Д., Енгибарян Р. В., Венгеров А. Б., Рассолов М. М. и др.
Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.
Целью данной работы является изучение правового воспитания несовершеннолетних, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть исторический аспект возникновения правового воспитания;
- Исследовать правовое воспитание в России;
- Определить правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры;
- Охарактеризовать проблемы правового воспитания в современном российском обществе.
Методологическую основу составляет комплекс разнообразных методов научного исследования, позволяющие изучать предмет, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях в его взаимосвязях с другими явлениями действительности.
В качестве исследовательского инструментария применяются методы, обеспечивающие междисциплинарный подход к предмету, исторический и диалектический метод..
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.