Современную рыночную экономику отличает многообразие форм предприятий. При этом ее успешное существование обеспечивается за счет оптимального сочетания различных типов фирм и использования ими своих преимуществ.
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего следующими обстоятельствами. Крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Занимая небольшую долю в общей численности компаний (от 0,1% во Франции до 2% в США) , они создают большую часть национального богатства страны (около 50% ВНП).
Следует отметить, что роль крупных предприятий в народном хозяйстве оценивается в экономической теории неоднозначно. Одни ученые считают, что крупная фирма является сегодня ядром экономики любого государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом.
Дискуссионной является и проблема источников преимуществ крупных предприятий. В западной экономической литературе конкурентное преимущество фирм-гигантов перед другими типами фирм традиционно объясняется получением ими эффекта масштаба. Однако, выделение экономии от масштабов производства в качестве единственного фактора, обеспечивающего конкурентоспособность крупной фирме, недостаточно. Крупной компанией пройден длительный путь развития, в процессе которого определился ряд новых факторов, способных повысить ее конкурентоспособность. Поэтому необходимо учитывать современные подходы к преимуществам крупных предприятий.
До недавнего времени в отечественной литературе неоправданно преувеличивалась роль крупных предприятий, якобы во всех случаях способных наиболее эффективно по сравнению с другими фирмами осуществлять производственную деятельность. С началом реформ время былого восхваления крупных предприятий в нашей стране сменилось крайне негативным отношением к ним , как к наследию советского периода. Российские крупные фирмы стали отождествляться с монополистами, а их деятельность восприниматься, в основном, в качестве тормоза процесса реформирования. Однако, вскоре выяснилось, что именно крупная промышленность образует наиболее значимую часть экономического потенциала России, с утратой которого страна не сможет выйти из экономического кризиса и осуществлять дальнейший рост и развитие.
Поэтому именно сейчас возникла необходимость выяснить истинное место крупных компаний в современной российской экономике.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Власова Г.Б., Венгеров А.Б., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. и др., а так же были использованы Конституция Российской Федерации .
Объектом исследования являются крупные предприятия, их роль в рыночной экономике.
Предметом исследования выступает стратегия поведения крупных предприятий в период экономической нестабильности.
Целью данной работы является исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и значение крупного предпринимательства;
- Исследовать критерии идентификации крупных предприятий в национальной экономике;
- Определить крупнейшие компании России 2021-2022 г.;
- Охарактеризовать проблемы крупного бизнеса в России;
- Проанализировать эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике.
В своем исследовании использовались методы и принципы, применяемыми в анализе экономических процессов, а именно: методологией причинно-следственного и функционального анализа, принципами системного анализа, исторического подхода в изучении процессов и объектов; использовал также методы количественного и качественного анализа.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.