Введение
1 Теоретические основы монополистической конкуренции в экономике
1.1 Основные характеристика рынка монополистической конкуренции
1.2 Экономическая роль монополистической конкуренции
1.3 Сравнительная эффективность рынка монополистической конкуренции
2 Анализ конкурентной среды предприятия малого бизнеса
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Исследование конкуренции на рыке общественного питания г. Новосибирска
Заключение
Список использованных источников
Конкуренция давно стала неотъемлемой частью и необходимым атрибутом в рыночной экономике. Без конкуренции и сопровождающих ее отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, немыслимо существование рыночной экономики, так как именно конкуренция является тем базовым инструментом, который способствует саморегуляции рыночной экономики. Но с другой стороны, рыночная экономика не имеет возможности самостоятельно противостоять монополизму.
Именно монополизация хозяйственных отношений, и их влияние на деятельность предприятий, и предприятий малого бизнеса в том числе, относится к числу центральных проблем функционирования рыночной экономики в любом государстве. Соответственно в связи с этим, во многих странах, в которых действует рыночная экономика именно государство обеспечивает защиту конкуренции от монополистических посягательств с помощью антимонопольного законодательства.
Указанные аспекты свидетельствуют об актуальности проблемы и обусловили выбор темы курсовой работы.
Цель исследования – анализ влияния монополистической конкуренции на деятельность предприятий малого бизнеса в экономике.
Объект исследования – проявления монополистической конкуренции.
Предмет исследования – влияние монополистической конкуренции на деятельность предприятий малого бизнеса в экономике России.
Задачи проводимого исследования:
- изучить основные характеристика рынка монополистической конкуренции;
- оценить экономическую роль монополистической конкуренции;
- описать сравнительную эффективность рынка монополистической конкуренции;
- провести анализ конкурентной среды предприятия малого бизнеса;
- в заключении сделать выводы.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и иностранных ученых, посвященные вопросам экономики, предпринимательского права и пр. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующие антимонопольные законы, гражданское законодательство и иные нормативно-правовые акты.
При выполнении курсовой работы использованы следующие методы научного исследования: анализ, синтез, обобщение, а так же стандартные приемы анализа финансового состояния: горизонтальный, коэффициентный и сравнительный анализ
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Федеральный закон 135-ФЗ «О защите конкуренции»
2. Федеральный закон 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
3. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 676 с.
4. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Гардарики, 2008. – 528 с. [2]
5. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. − 267 с.
6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2013. – 576 с.
7. Лобачева Е.Н. Экономическая теория. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 516 с.
8. Любушин Н.П. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2011. – 256 с.
9. Лымарь Н.Е. Монополистическая конкуренция в кризисный и посткризисный период// Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 15
10. Максимова В. Экономическая теория: углубленный курс / Под общей ред. В.Ф. Максимовой. – М.: Юрайт, 2014. – 592 с.
11. Неганова В.П., Чирков А.В. Состояние и тенденции рзвития рынка общественного питания региона // Экономика региона. – 2014. – № 1
12. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. Под редакцией: Николаева И. П. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 528 с.
13. Носова С.С. Экономическая теория. Элементарный курс: Учеб-ное пособие. – М.: КноРус, 2013. – 510 с.
1. Пиньковецкая Ю. С. Малое предпринимательство на рынках совершенной и монополистической конкуренции// Современная конкуренция. – 2012. - №2
2. Самородова Е.М. Монополистическая и олигополистическая конкуренция как экзогенный фактор роста масштабов и концентрации производства // Российское предпринимательство. – 2010. – № 8.
3. Слагода В. Основы экономической теории. – М.: Инфра-М, 2013. – 272 с.
4. Толкачев С. Экономическая теория: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2013. – 448 с.
5. Харвей Д. Современная экономическая теория. –М.: Юнити-Дана, 2012. – 748 с.
6. Шадрина Г. Экономический анализ. Теория и практика: Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 516 с.
7. Экономическая теория. Учебник // Под редакцией: Николаева И.П. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 496 с.
8. Экономическая теория. Учебник // Под ред. Борисова Е.Ф. – М.: Юрайт, 2012. – 400 с.
9. Яковлева Ю. А. Роль конкуренции в рыночной экономике // Молодой ученый. – 2014. – №3.