Актуальность темы в том, что с одной стороны, изменениями, происходящими ныне в конституционно-правовом законодательстве Российской Федерации, с другой - необходимостью поиска сбалансированной модели разделения властей в сложных условиях федеративного государства, которая способна обеспечить высокую эффективность работы государственного механизма.
Принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную закреплён в Конституции Российской Федерации как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что органы государственной власти должны формироваться и взаимодействовать на основе данного принципа. Самостоятельность и независимость органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, не исключает их активного взаимодействия при осуществлении их полномочий, а также слаженность их работы.
В Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя, предусмотрены основы порядка взаимодействия органов различных ветвей государственной власти. Этот порядок конкретизируется в текущем законодательстве, которое не является застывшим, а постоянно меняется и совершенствуется.
Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации, закрепляющих обязанность Правительства Российской Федерации предоставлять Государственной Думе ежегодный отчёт о своей деятельности, изменение порядка наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, нововведения в судебной системе — всё это даёт новую пищу для конституционно-правовых исследований и, как следствие, делает тему разделения властей актуальной и сегодня.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Марченко М. Н., Морозова Л. А., Перевалов В. Д., Енгибарян Р. В., Венгеров А. Б., Рассолов М. М. и др.
Объектом настоящего научного исследования являются порядок формирования, компетенция и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рассмотренные через призму принципа разделения властей.
Предмет настоящего исследования составляют нормативные правовые акты, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, связанные с действием этого принципа.
Целью данной работы является изучение принцип разделения властей и проблемы его реализации в России, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть идею разделения властей в мировой истории;
- Исследовать конституционное закрепление разделения властей в Российской Федерации;
- Охарактеризовать президента в системе разделения властей;
- Проанализировать законодательную и исполнительную власть в конституционной модели разделения властей;
- Выявить судебную власть в системе разделения властей в Российской Федерации.
В процессе исследования использовались следующие методы: исторический, сравнительно-правовой, формальнологический, системный, статистический, метод конкретно-социологических исследований и др. При этом методы применяются не отдельно, а в совокупности, системно, что позволяет глубже понять изучаемые процессы и явления.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.