В условиях перехода российского общества к рыночным; отношениям, отказа от командно-административной системы управления существенно возрастает значение: реализации конституционных норм, гарантирующих защиту прав собственников (граждан, организаций, государства).
Выполняя охранительную функцию, действующий Уголовный кодекс РФ (ст.2), обеспечивает защиту собственности от преступных посягательств. В решении указанной задачи важную; роль имеет эффективная борьба с таким противоправным деянием, как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
Охрана права; собственности, предполагает равную защиту всех правомочий собственников и всех видов собственности. Однако на практике данная функция в полной мере не выполняется. В частности, не получает должной защиты право владения автотранспортными средствами.
Актуальность рассмотрения данной проблемы в настоящее время особенно возрастает в связи с развитием автомобильного транспорта как в мире, так и в России, о чём свидетельствует тот факт, что личные автомобили из предметов роскоши переходят в предметы ежедневного пользования. Увеличивается число автовладельцев, многие из них стали использовать автотранспорт и другие транспортные средства в предпринимательской деятельности. Отмечается рост стоимости автомобилей, так как большую часть автомобильного парка составляют машины иностранного производства. Всё это привело к резкому увеличению числа посягательств на транспортные средства.
Практическая необходимость исследования состава угона транспортных средств без цели хищения обусловлена проблемами квалификации действий лиц, совершающих эти преступления. Отсутствуют единство мненийi по поводу сущности «неправомерного завладения5 транспортным средством», момента окончания преступления, содержания предмета угона; отграничения > неправомерного завладения от иных смежных составов преступлений: хищений, самоуправства, хулиганства и др.
В современный период угоны транспортных средств стали предшествовать совершению более тяжких: преступлений, таких как: терроризм,, убийство, вымогательство и. др. Просматривается тенденция совершения этих преступлений организованными преступными транснациональными группами, в связи с чем, научная разработка комплекса мер по их предупреждению имеет не только теоретическое, но, прежде всего, практическое значение. Кроме того, существует необходимость разработки новых, современных мер предупреждения неправомерных завладений транспортными средствами.
Совершенствование конструкции состава ст. 166 УК РФ, повышение уровня профилактических мероприятий среди: населения и юридических лиц позволит усилить борьбу с этим видом преступлений.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Борзенков Г.М., Комиссаров В.В., Кузнецова Н.С., Тяжкова И.П., Боровиков В.П., Рарог А.Д. и др., а так же были использованы Уголовный кодекс и Конституция Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения по охране права владения, пользования и распоряжения автомобилем: или иным транспортным средством.
Предметом исследования является комплекс уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ); опубликованная и неопубликованная практика их применения.
Целью данной работы является изучение понятия, состава и видов угона автомобиля или иного транспортного средства, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть характеристику объекта угона транспортного средства;
- Исследовать объективную сторону угона транспортного средства;
- Определить субъект угона транспортного средства;
- Охарактеризовать субъективную сторону угона транспортного средства;
- Проанализировать квалифицирующие признаки угона транспортного средства;
- Выявить особо квалифицирующие признаки угона транспортного средства;
- Представить спорные вопросы квалификации угона транспортного средства.
Методологической основой исследования явились общенаучные и частнонаучные методы познания явлений и процессов: социально-правовой действительности. В работе автор применял логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический методы анализа правовых и социальных явлений.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.