Введение
Глава 1. Общие положения о международных воздушных перевозках
- 1. Понятие международной воздушной перевозки
- 2. Источники правового регулирования международной воздушной перевозки
Глава 2. Договор международной воздушной перевозки
- 1. Понятие, предмет и источники договора международной воздушной перевозки
- 2. Существенные условия договора международной воздушной перевозки
- 3. Порядок заключения договора международной воздушной перевозки
Заключение
Список источников
Воздушный транспорт, способный быстро и с комфортом доставить пассажира в любую точку земного шара, появился в XX в. Теперь это самый скоростной вид транспорта для перевозок пассажиров и груза на ближние и дальние расстояния. С помощью воздушного транспорта неимоверно расширились мировые транспортные связи между всеми членами мирового сообщества. По данным Международной организации международной гражданской авиации (ИКАО), услугами международного воздушного транспорта в 2005г. воспользовались около 1,6 млрд. пассажиров; было перевезено 40 млн. грузов. Благодаря эффективной и стабильной деятельности международного воздушного транспорта сложилась и успешно функционирует глобальная сеть международных воздушных сообщений.
Сегодня практически во всех странах мира существует национальная гражданская авиация. Ее главная цель – обеспечить международные и внутренние авиаперевозки. В зависимости от географических масштабов государства национальная гражданская авиация осуществляет перевозки внутри страны и за границу или ограничивается только международными перевозками.
Российское государство располагает огромным воздушным пространством. В первую очередь российская гражданская авиация обеспечивает внутренние сообщения и перевозки пассажиров и грузов по всей необъятной территории России. Российские внутренние воздушные сообщения и перевозки начинаются и завершаются внутри российского государства. Регулируются эти перевозки исключительно российским законодательством, и международные договоры РФ в области воздушных сообщений на них не распространяются. Иным образом регулируются полеты и перевозки, выполняемые российскими авиакомпаниями в другие государства. Такие полеты и перевозки, осуществляемые за пределы российской территории, автоматически квалифицируются в качестве международных и подпадают под действие различных многосторонних и двусторонних международных договоров, условия и требования которых должны соблюдаться любой российской авиакомпанией, воздушные суда которой осуществляют международные полет и перевозку.
На основе таких договоров создан особый международно-правовой режим воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами, установлен порядок осуществления международных воздушных сообщений, обеспечивающий условия их регулярной, эффективной и безопасной эксплуатации в целях выполнения перевозок.
Таким образом, предметом настоящего исследования будут правовые нормы, регулирующие отношения в области международных воздушных перевозок.
Цель исследования – комплексный анализ источников регулирования международных воздушных перевозок, а также изучение договора международной воздушной перевозки.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- рассмотреть общие положения о международных воздушных перевозках – понятие и источники их регулирования;
- проанализировать институт договора международной воздушной перевозки: понятие, предмет, источники, условия и порядок заключения.
Теоретической основой при написании работы послужили труды ученых правоведов в области международного и гражданского права: В.Д. Бордунова, Б.П. Елисеева, Н.Ю. Ерпылевой, В.В. Молчанова, В.В. Мосашвили, Н.Н. Остроумова, Д.П. Стригуновой, Д.В. Чермянинова и др.
- Общие положения о международных воздушных перевозках
1.1 Понятие международной воздушной перевозки
Как только эксплуатация международных воздушных сообщений переходит в практическую плоскость и стороны двусторонних соглашений о воздушном сообщении приступают к их осуществлению, возникает особая группа отношений, связанная с перевозкой воздушными судами пассажиров и груза. Вот почему понятие «международная воздушная перевозка» имеет самостоятельное значение в понятийном аппарате международного частного права.
Впервые это определение было дано в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929г. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции под «международной воздушной перевозкой» понимается «всякая перевозка, при которой... место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух Высоких Договаривающихся Сторон, либо на территории одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, если остановка предусмотрена находящейся под суверенитетом, сюзеренитетом, мандатом или властью другой даже не Договаривающейся Державы. Перевозка без подобной остановки между территориями, находящимися под суверенитетом... одной и той же Высокой Договаривающейся Стороны, не рассматривается... как международная»[1].
Монреальская конвенция 1999г. применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна, даже если она является бесплатной. Согласно п. 2 ст. 1 международной перевозкой признается «всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются ли или нет перерыв или перегрузка, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если государство не является государством-участником. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается... как международная»[2].
[1] Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929г. / Действующее международное право. Т. 3. – М., 1997. – С. 601-607. (Извлечение).
[2] Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 28 мая 1999г. // СПС Консультант Плюс.