Введение
1 Избирательное право и избирательная система
1.1 Понятие избирательного права
1.2 Принципы избирательного права
1.3 Избирательная система: понятие и виды
2 Избирательный процесс
2.1 Избирательный процесс: понятие и особенности
2.2 Стадии избирательного процесса: понятие, признаки, структура и классификация
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы. Российское избирательное право в современных условиях объективно выступает в качестве самостоятельного и весьма значимого явления публично-правовой действительности. Происходит становление принципиально новой системы российского избирательного права, во-первых, отвечающей интересам реформирования представительной власти на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном; во - вторых, способствующей освоению гражданами демократических, свободных и нефальсифицированных выборов как единственно допустимого легитимного способа делегирования властных полномочий органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам; в - третьих, ориентированной на общепризнанные демократические избирательные стандарты и процедуры.
Отличительной чертой правового механизма обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных правоотношений. В этой связи несомненна значимость такого института российского избирательного права, как избирательный процесс. В условиях становления и развития правового государства и демократии закономерно возрастает роль и значение избирательного процесса как юридического процесса организации и проведения выборов, в рамках которого его участники реализуют потенциальные возможности, заложенные в нормах избирательного права. Практика общественных преобразований показывает усиление зависимости темпов и результативности социальной модернизации от характера и уровня организации избирательного процесса, сознательности и общественно-политической активности избирателей.
Последние изменения избирательного законодательства, в частности, связанные с возвратом выборов высших должностных лиц субъектов РФ; введением новых избирательных цен-зов для кандидатов; новым подходом к образованию избирательных округов и избирательных участков; с уточнением (уходом от дублирования) перечня представляемых документов для заверения списков кандидатов и для их регистрации; реформированием института сбора подписей и т. д., свидетельствуют о дальнейшей демократизации избирательного права и процесса.
Объект исследования - является совокупность правовых отношений, возникающих в ходе реализации избирательного процесса в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормы конституционного и избирательного права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в ходе избирательного процесса.
Цель написания работы – исследовать понятие и особенности избирательного процесса в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие и принципы избирательного права;
- определить понятие и виды избирательной системы;
- определить основные понятия избирательного процесса и его особенности;
- выявить признаки, структуру и классификацию стадий избирательного процесса.
Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1 Избирательное право и избирательная система
1.1 Понятие избирательного права
Для раз вития де мократического госуд арства в Российской Федерации не обходимо множество усл овий, одним из кот орых является юридическое об еспечение вы боров как един ственно во зможного легитимного способ а де легирования вла сти на рода пре дставительным орган ам госуд арственной вла сти и местного сам оуправления. Это способ ствует по вышению роли и знач ения из бирательного прав а, кот орое является юридической основ ой форм ирования все х институтов пре дставительной де мократии.
Понятие «из бирательное прав о» ис пользуется в об ъективном и субъективном смысле.
Избирательное прав о в об ъективном смысле пре дставляет со бой со вокупность конституционно-прав овых норм , кот орые регулируют по рядок орган изации и про ведения вы боров де путатов и вы борных до лжностных лиц орган ов госуд арственной вла сти и местного сам оуправления. Такие норм ы за -креплены в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов Федерации, феде ральных и региональных из бирательных за конах, по дзаконных норм ативных прав овых акт ах, включая инструкции Центральной из бирательной комиссии РФ, по становления Конституционного и Верховного Судов РФ по во просам орган изации и про ведения вы боров.
Избирательное прав о, как со вокупность конституционно-прав овых норм , является по дотраслью конституционного прав а. Оно включает ряд институтов, регулирующих раз личные вид ы вы боров, их ста дии и прав овой ста тус все х их уча стников.
Предметом из бирательного прав а являются об щественные от ношения, кот орые во зникают в сфер е по дготовки и про ведения вы боров в орган ы госуд арственной вла сти и местного сам оуправления. После за крепления этих от ношений в норм ах прав а они ста новятся из бирательными прав оотношениями. Важнейшей чертой из бирательных прав оотношений является то, что они во зникают тол ько в том слу чае, когда в вы борах уча ствуют из биратели по средством голосования. Выборы со вета директоров в акционерных об ществах, вы боры учен ого со вета в университете регламентируются не норм ами из бирательного прав а, а корпоративными норм ами, за крепленными в уставах учрежден ий и орган изаций. Поэтому так ие от ношения не входят в пре дмет из бирательного прав а. Не регулируются норм ами из бирательного прав а и многие от ношения, связанные с по литическими вы борами и голосованием. Например, про цессы голосования в Государственной Думе по кандидатурам Председателя Правительства РФ, Председателя Государственной Думы, Счетной палаты, Центрального банк а РФ. Они фиксируются в норм ах Регламента Государственной Думы.
Избирательное прав о в субъективном смысле это прав о граждан из бирать и бы ть из бранными, а так же уча ствовать во все х мер оприятиях по по дготовке и про ведению вы боров. Это прав о за креплено в ст. 32 Конституции[1].
Избирательное прав о в субъективном знач ении по дразделяется на акт ивное и пассивное.
Активное из бирательное прав о это прав о граждан Российской Федерации из бирать в орган ы госуд арственной вла сти и орган ы местного сам оуправления. Данное прав о пре доставляет граждан ину во зможность голосовать за кандидата, кот орого он считает до стойным.
Активное из бирательное прав о рос сийский граждан ин им еет с 18-летнего во зраста, когда он, со гласно ст. 60 Конституции РФ, мож ет сам остоятельно осуществлять все прав а и об язанности, а так же при от сутствии об стоятельств, кот орые ис ключают в со ответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ уча стие граждан в вы борах (не дееспособность, на хождение в местах лишения сво боды по при говору суд а). При вы борах в орган ы местного сам оуправления акт ивное из бирательное прав о пре доставляется так же ино странным граждан ам на усл овиях между народных до говоров и со глашений.
Пассивное из бирательное прав о - это прав о из бираться, т. е. прав о граждан РФ бы ть из бранными в орган ы госуд арственной вла сти и орган ы местного сам оуправления. Это прав о пре доставляет граждан ину во зможность уча стия в вы борах в качестве кандидата, прав о бы ть включенным в бюллетень для голосования, и в слу чае, если на берет по результатам голосования не обходимое число голосов из бирателей, - по лучить де путатский мандат или ста ть вы борным до лжностным лиц ом[2].
Пассивное из бирательное прав о для де путата Государственной Думы на ступает с 21 год а (ч. 1 ст. 97 Конституции РФ), для кандидата на по ст Президента РФ - по до стижении 35 лет при усл овии по стоянного про живания в Российской Федерации не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ), для кандидата на до лжность вы сшего до лжностного лиц а субъекта РФ - по до стижении 30 лет. На вы борах де путатов за конодательного (пре дставительного) орган а госуд арственной вла сти субъекта РФ и вы борного до лжностного лиц а местного сам о-управления мин имальный во зраст кандидата не мож ет пре вышать 21 год а (п. 8 ст. 4)1. Установление по вышенного во зрастного цен за для пассивного из бирательного прав а об основывается не обходимостью на личия жизненного опыта и на выков в решении про блем.
Активное и пассивное из бирательное прав о связаны между со бой, так как один и тот же граждан ин мож ет одно временно на вы борах реализовать сво е прав о из бирать и бы ть из бранным при на личии за конодательно установлен ных основ аний.