Актуальность выбранной темы определена тем, что производство электроэнергии значимая проблема для многих европейских стран, не исключением является и Германия - развитая страна с мощной промышленностью, которая занимает второе место в мире по товарному экспорту и является самой большой экономикой Европы, а также крупнейшим потребителем энергии в ЕС. В мире по этому показателю ФРГ находится на 8-м месте: по данным Eurostat за 2022 г., потребление энергии в стране составило 18,8 EJ[1].
Несмотря на то, что у Германии есть собственные месторождения каменного и бурого угля, а также своя исключительная экономическая зона в Северном море, где пока еще ведется добыча углеводородов, запасы природных ископаемых в стране малы, поэтому ФРГ реализует политику энергетического перехода, который предполагает отказ от атомной энергии, каменного и бурого угля в энергобалансе.
В последние годы энергетическая политика Германии была направлена на достижение нескольких долгосрочных целей: помимо обеспечения энергетической безопасности речь шла о реализации энергетического перехода и одновременно о превращении страны в важнейший газовый хаб внутри Европейского союза. Особое значение для достижения всех указанных целей имело сотрудничество с Российской Федерацией, как ключевым экспортером природного газа в ФРГ. В то же время отношения между двумя странами отличались противоречивой динамикой, что особенно ярко проявилось в политической борьбе, которая развернулась вокруг проектов газопроводов Северный поток» и «Северный поток-2».
Цель курсовой работы заключается в определении и анализе основных международных аспектов, определяющих изменение газовой инфраструктуры в Германии в начале XXI в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности строительства газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2»;
- обозначить планы Германии в рамках диверсификации энергетического баланса;
- обозначить возможные изменения газовой инфраструктуры Германии как внутри страны, так и в рамках ЕС.
Объект исследования составил энергетический вопрос в современных международных отношениях.
Предметом исследования выступили механизмы реализации сотрудничества Германии с основными хозяйственно-политическими партнерами энергетической сфере с учётом современных тенденций в развитии европейского газового рынка.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1998 по 2021 г.
Исследование выполнено на основе работ, как отечественных, так и зарубежных специалистов, среди которых можно назвать: С. В. Арапину, Ф.А. Басова, М. В. Грачеву, С.В. Жукова, О.З. Фаталиева, Г. А. Яковлева, E. A. Babintseva, D. Brossler, N.Fried и других. Кроме того в работе использовались материалы периодической печати, данные сайтов официальной статистики и сети Интернет.
В работе были использованы приемы анализа исинтеза, индукции и дедукции, аналитический, сравнительный, детализации, группировки, сопоставления и другие.
Вышеизложенные задачи позволили сформировать структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех разделов и заключения, а также списка источников и литературы и приложения.
1. Строительство газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2» как следствие газового перехода
Крупнейшая экономика Европы – Германия – признанный лидер в современной энергетике. Отличительной чертой можно назвать тот факт, что она является одним из главных транзитных газотранспортных узлов в Европе, который на протяжении всего аналитического периода претерпел существенную модернизацию газотранспортной системы.
В конце двадцатого века в электроэнергетике Германии существовала монопольная система, при которой вертикально интегрированные фирмы обеспечивали электроэнергией определенные районы страны. В 1998 году в закон об энергетике были внесены поправки, включающие положения первой европейской директивы 1996 года об общих правилах регулирования рынка электроэнергии и положение о независимости сетевых операторов.
В результате четыре крупные компании - RWE, E.ON, EnBW, Vattenfall - отделились от своих энергетических компаний и создали Ampiron, TransnetBW, 50Hertz, TenneT, которые были официально утверждены в качестве независимых сетевых операторов передачи электроэнергии в 2009 году. Впоследствии, в июле 2016 года, была запущена реформа, известная как Energiewende, которая ознаменовала переход Германии к «новой» энергетике.
Политика энергетического перехода базируется на использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ), водорода и природного газа. Последний является наиболее чистым ископаемым с точки зрения выбросов углекислого газа и твердых частиц. В долгосрочной перспективе планируется также уменьшение доли природного газа в энергобалансе, но пока именно он служит одной из основ успешного энергетического перехода.
Для осуществления энергетического перехода были приняты три закона: закон о рынке электроэнергии (StrommarktG), устанавливающий свободное ценообразование и резерв мощности, зависящий от угольных электростанций, закон о цифровизации нового энергетического перехода (Gesetz zur Digitalisierung der Energiewende), требующий от крупных и средних потребителей электроэнергии установки «умных» счетчиков, а также изменения в законе о возобновляемой энергии, касающиеся проведения аукционов на строительство крупных и средних средних станций на ВИЭ.
К настоящему моменту можно говорить о том, что у Германии существуют своеобразные константы энергетической политики. Одной из ключевых является установка в рамках которой Европейский союз выступает за импорт большого количества углеводородов и зразличных нефтегазовых регионов, поскольку их стоимость обратно пропорциональна объему поставок.
Берлин поддерживает эту позицию, одобряя строительство трубопроводов и других объектов нефтегазовой инфраструктуры; они рассматриваются как более надежные, экологичные и экономически эффективные способы транспортировки углеводородов по сравнению с танкерами[2].
Сжиженный природный газ (СПГ) обходится дороже, чем газ, поставленный по трубопроводам, из-за процессов его переработки и транспортировки. Кроме того, важную роль играет географическое положение ФРГ, в силу которого она ориентирована в большей степени на российские, а не ближневосточные углеводороды.
Протяженность магистральных газопроводов в стране на текущий момент превышает 25 тыс. км и образует газотранспортную сеть, которая соединена с газотранспортной сетью Дании и Швеции посредством газопровода DEUDAN протяженностью 110 км. Газопровод управляется СП DONG Energy (49%), Gasunie Deutschland Transport Services, Open Grid Europe (по 24,99%) и властями г. Эссен (1,02%)
В дополнение к перечисленным факторам Германия стремится стать важным газовым хабом внутри ЕС. Немецкие компании реэкспортируют российский газ в Евросоюзе. Например, трубопроводы OPAL и EUGAL соединяют «Северный поток» с Чехией, а трубопровод NEL - с Нидерландами. Во многом по этой причине правительство Германии поддерживало строительство газопровода «Северный поток», а также уже в условиях антироссийских санкций пролоббировало «Северный поток - 2». Эти проекты должны были позволить ФРГ стать важнейшим газовым хабом Евросоюза и главным в ЕС реэкспортером российского газа.
Проанализировав основные константы энергетической политики Германии, можно отметить, что она нацелена на достижение трех важнейших задач: обеспечение собственной энергетической безопасности, реализацию энергетического перехода и создание условий для реэкспорта углеводородов.
Особую роль в реализации этой политики играют отношения с Российской Федерацией. Россия экспортировала в Германию энергоносители еще в XIX в. - тогда это был в основном уголь. Заключенный с Советским Союзом в 1970 г. договор «Газ - трубы» обеспечил развитие газопроводной сети от российских месторождений до Западной Европы. В 1998 г. между «Газпромом» и немецким концерном Ruhrgas было подписано соглашение о продлении большинства контрактов, в соответствии с которым с 2008 по 2020 г. в Германию должно было быть поставлено 13 млрд м3 российского газа[4]. В середине 2000-х годов Россия поставляла в Германию 2/3 импортируемой по трубопроводам нефти, а также, как уже было отмечено, 40% всего импортируемого ФРГ природного газа[5].