Введение
1 Сущность и правовое регулирование пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
1.1 Становление института пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
1.2 Сущность пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
1.3 Правовое значение пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях
2 Общая характеристика судебного пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
2.1 Структура стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
2.2 Порядок определения начального момента отсчета срока обжалования и возможность выбора между судебным и несудебным порядками обжалования постановления по делу об административном правонарушении
2.3 Сравнительно-правовой анализ и особенности правового регулирования порядка пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. Важным инструментом современного правового государства является создание правового механизма административного производства, обеспечивающего неотвратимость наказания правонарушителей и, одновременно, соблюдение прав и законных интересов участников процесса. Необходимым элементом административно-процессуальной формы является институт пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, который представляет собой важнейшую гарантию эффективной реализации установленного Конституцией Российской Федерации права каждого на судебную защиту и обеспечения режима законности в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции.
Положения Конституции РФ, предусматривающие в качестве самостоятельного вида административное судопроизводство, а также констатирующие наличие административно-процессуального законодательства (часть 2 статьи 118, пункт «к» части 1 статьи 72), предопределили дальнейшее развитие законотворческой деятельности и активизацию научных поисков в сфере административно-процессуального права.
Вместе с тем многие вопросы в данной области до сих пор остаются нерешенными. В частности не выработано единых понятий «административный процесс», «административное производство», «административное судопроизводство», не определены их содержание и границы.
Производство по делам об административных правонарушениях также испытывает на себе влияние указанных негативных факторов. Процессуальная регламентация данного производства, в том числе такой его стадии, как пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, на современном этапе нуждается в совершенствовании, что признается всеми специалистами, исследующими данную тему.
Как представляется, одной из причин сказанного является отсутствие в науке и, соответственно, в законодательстве и на практике четкого понимания сущности и особенностей института пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, его соотношения с такими ключевыми для административного права понятиями, как административный процесс, административно-юрисдикционный процесс, административное производство, административное судопроизводство. При этом наличие ясной и недвусмысленной терминологии, адекватно отражающей сущность правовых явлений, является немаловажным фактором для построения правового государства, основанного на верховенстве права и закона, и надлежащего обеспечения прав человека и гражданина.
В настоящее время пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в административных органах, в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Судебный порядок пересмотра в общих судах совпадает с порядком пересмотра в административных органах, но отличается от порядка пересмотра в арбитражных судах. Связано это с тем, что на сегодняшний день отсутствуют специальные законы, которые могут раздельно регулировать административный и судебный порядок пересмотра по делу.
Такое расхождение правовой регламентации также связано с отсутствием теоретических положений, раскрывающих особенности порядка пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в административных органах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Отсюда следует актуальность проблемы пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и необходимость ее рассмотрения. На основе имеющихся в настоящий момент законодательства, правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, зарубежного и исторического опыта, позиций ученых различных правовых школ по данной проблеме необходимо проанализировать стадию пересмотра по делам об административных правонарушениях, разработать ряд теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях.
Степень научной разработанности темы. Проблемы административного процесса и административной юрисдикции освящены в трудах таких ученых как: Д.Н. Бахрах, А.С. Дугенец, Л.А. Калинин, С.Д. Князев, Ю.М. Козлов, М.Я. Масленников, С.Н. Махина, АЛ.Л. Попов, В.В.Полянский, Н.Г. Салищева, А.В. Самойленко, В.Д. Сорокин, Ю.Н.Старилов, В.С. Тадевосян, Ю.А. Тихомиров, С.Д. Хазанов, Н.Ю. Хаманева, А.П. Шергин, А. Ю. Якимов и других исследователей. Отдельные вопросы пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях рассматриваются в трудах таких ученых как А.В. Абсалямов, Т.К. Андреева С.Баранов, М.Я. Масленников, О.В. Панкова, П.П. Серков, Ю.Н. Старилов, С.Д.Хазанов, Д.М. Чечот, В.В. Ярков.
Цель исследования заключается в изучении и анализе имеющихся понятия, содержания и порядка пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Достижение вышеназванной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- Рассмотреть становление института пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- Раскрыть сущность пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- Охарактеризовать правовое значение пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях.
- Проанализировать структуру стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- Исследовать порядок определения начального момента отсчета срока обжалования и возможность выбора между судебным и несудебным порядками обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
- Провести сравнительно-правовой анализ и особенности правового регулирования порядка пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Предметом исследования является совокупность административно-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с пересмотром постановлений по делам об административных правонарушениях.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, обобщение, индукция, дедукция) и частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, историко-правовой, системное, грамматическое и логическое толкование) методы познания.
Структура исследования обусловлена его целью, поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
1 Сущность и правовое регулирование пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
1.1 Становление института пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Неважно, в какой стра не про живает чело век и какой по литический строй в этом госуд арстве, все гда на йдутся те, кот орых что-то не устр аивает: бы т, раб ота, на чальники, со всем про исходящим они не со гласны, т. е. люди, не довольные окружающим их миро м и не со блюдающие, не тол ько установлен ные прав ила по ведения, но и за коны. Принцип не отвратимости на казания за не соблюдение установлен ных за конами требований пре дполагает на ступление от ветственности: дис циплинарной или материальной, административной или граждан ско-прав овой, конституционной или финансов ой, а за пре ступления, пре дусмотренные уголовным кодексом, на ступает уголовная от ветственность. Чтобы при нять за конное решение за не правомерные де йствия на рушителя, нужна квал ифицированная про верка.
Поэтому при рас смотрении каждого прав онарушения на до все сторонне, по лно, об ъективно и сво евременно вы яснить об стоятельства каждого де ла, раз решить его в со ответствии с за коном, об еспечить ис полнение вы несенного по становления, а так же вы явить при чины и усл овия, способ ствующие со вершению административных прав онарушений. Так указ ано в ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных прав онарушениях (далее – КоАП РФ[1]), это одна из важн ейших за дач при про изводстве по де лам об административных прав онарушениях. Залогом об основанного и за конного решения, кот орое за конодатель гарантирует каждому уча стнику административного про изводства, является прав о на об жалование по становления об административном прав онарушении.
Действующее за конодательство строго определяет пер ечень до кументов, кот орые до лжны бы ть при ложены к жалобе при об жаловании решения. Если гов орить о по рядке об жалования и основ аниях для так ого про цессуального де йствия, особ енно от носительно по становлений и решений, кот орые уже вступили в за конную сил у, то КоАП РФ со держит не которые про белы, кот орые не тол ько об суждаются в теории, но им еют не гативное влияние на суд ебную прак тику. Именно в сил у дан ного об стоятельства механизмы и алгоритмы пер есмотра по становлений и решений не пер естают бы ть спор ным во просом в юриспруденции, а по иск адекватного решения дан ного во проса - акт уальной за дачей. Это не обходимо для того, чтобы вы явить те аспекты, кот орые не достаточно от ражают суть механизма пер есмотра по становления по де лу и при водят к тому, что уча стник про изводства не мож ет сво евременно за щитить сво е прав о на об жалование вы несенного решения по де лу об административном прав онарушении[2].
С при нятием в 2015 г. Кодекса административного суд опроизводства Российской Федерации[3] бы л урегулирован по рядок осуществлен ия административного суд опроизводства при рас смотрении и раз решении административных де л о за щите на рушенных или оспариваемых прав , сво бод и за конных инт ересов граждан , прав и за конных инт ересов орган изаций, а так же друг их административных де л, во зникающих из административных и иных публичных прав оотношений и связанных с осуществлен ием суд ебного контроля за за конностью и об основанностью осуществлен ия госуд арственных или иных публичных по лномочий, а так же раз ъяснены про блемные во просы пер есмотра по становлений и решений по де лам об административных прав онарушениях.
Учитывая, что КАС РФ - норм ативный прав овой акт до статочно нов ый и ряд во просов, на пример об определен ии субъектов пер есмотра по становлений и решений по де лам об административных прав онарушениях, спор ный, они на ходят от ражение не тол ько в на учной до ктрине, но и в сам ом кодексе[4].
Институт про изводства по де лам об административных прав онарушениях, по мне нию многих со временных учен ых в об ласти административного прав а, раз вивался как об особленная сис тема, пре образуясь в административно-де ликтный про цесс, кот орый пре дставляет со бой не сколько ста дий, основ ополагающая из них - во збуждение административного де ла.
Процессуальный по рядок во збуждения административного де ла регулируется главой 28 КоАП РФ. На этой ста дии про исходит установлен ие об стоятельств и факт ов со вершения прав онарушения, про изводится сбор дан ных о вин овном, со ставляется административный про токол. В от дельных слу чаях про водится административное рас следование, в час тности в слу чаях на рушения антимонопольного за конодательства, за конодательства, связанного с цен ными бумагами, антитеррористического за конодательства, на логового и санитарно-эпидемиологического за конодательства и др. Полный пер ечень на рушений, требующих административного рас следования, пре дставлен в ст. 28.7 КоАП РФ.
Непосредственно административное де ло во збуждается по основ аниям:
- если им еется до статочное количество факт ов, кот орые по дтверждают со вершение прав онарушения;
- им еются свидетели со вершения про тивоправного де яния, т.е. со общение о не м по ступило от каких-либо госуд арственных орган ов, в том числе прав оохранительных, от орган изаций либо об щественных об ъединений, а так же со общения физических лиц и со общения в СМИ;
- факт прав онарушения бы л за фиксирован спец иальными тех ническими сред ствами, в том числе фото- и вид еофиксация;
- о факт е прав онарушения со общил вла делец транс портного сред ства, по дтверждая, что оно на ходилось в по льзовании (за конном и не законном) друг ого лиц а[5].