Введение.
Глава 1. Судебная власть в системе разделения властей.
Глава 2. Система судебной власти
Глава 3. Цели и результаты судебной реформы на современном этапе.
Заключение.
Список использованных источников.
Курсовая работа|Конституционное право
Авторство: bugalter
Год: 2012 | Страниц: 30
Введение.
Глава 1. Судебная власть в системе разделения властей.
Глава 2. Система судебной власти
Глава 3. Цели и результаты судебной реформы на современном этапе.
Заключение.
Список использованных источников.
Объективные причины интереса к проблеме судебной власти - это глобальные изменения в мире, управление которым требует принципиально новых инструментов власти, в том числе и судебной. Изменение мира, изменение конструкции власти с неизбежностью влекут модификацию сущности судебной власти.
Субъективная причина интереса к проблемам судебной власти - это распространившийся в обществе опасный стереотип, состоящий в отождествлении судебной власти с судом, судебной системой, а то и личностью судей. Вместе с тем суды лишь потенциальные носители судебной власти, институты которой базируются на объективных естественных законах, и их суды как органы государственной власти обязаны правильно применять. Судьи лишь получают право воздействия на систему судебной власти, с которой у них самих складываются весьма сложные многоплановые отношения. Система власти вынуждает их действовать только так, как эта объективная система судебной власти им позволяет. В то же время лица, наделенные судейскими полномочиями, получают право на их совершенствование, для чего "строителям" судебных систем требуются научные знания о закономерностях судебной власти, возможных направлениях ее модернизации.
Об актуальности избранной темы исследования свидетельствует также и то, что российская правовая наука в настоящее время только лишь приближается к пониманию феномена судебной власти во всей его глубине, сложности и многообразии.
Итак, целью настоящей работы является изучение конституционных основ судебной власти.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
Одно из определяющих мест в современном государственном строительстве занимает теория разделения властей. Именно на ней базируется государственное устройство всех развитых стран.
Теория разделения властей возникла в XVII - XVIII веках в Европе. В системе факторов, причинно обусловивших зарождение и развитие этой теории, прежде всего, следует назвать исторический прогресс, который проявил себя в переходе к более высокому уровню социальной и государственной организованности. Становление капиталистического строя привело и к созданию буржуазной идеологии, одним из элементов которой и стала концепция разделения властей.
Наиболее существенные аспекты доктрины разделения властей и роли в их системе судебной власти разработаны в трудах французских политических мыслителей Шарля Луи Монтескье (1689 - 1775) и Жан-Жака Руссо (1712 - 1778). Особенную ценность представляет работа Ш.Л. Монтескье "О духе законов". В главе VI книги XI названного труда автор в концентрированном виде изложил концепцию разделения властей. Теоретические взгляды на государственное устройство Ш.Л. Монтескье сформулировал как вывод: "В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, власть, ведающая вопросами гражданского права"[1]. Последняя карает за преступления и разрешает столкновения частных лиц, ее можно назвать судебной властью.
Впрочем, выделяя судебную власть, Ш.Л. Монтескье доверяет ее не какому-то специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к оправлению правосудия на определенное время. "Таким образом, - отмечал он, - ...она станет ...независимой и как бы не существующей"; "судебная власть в известном смысле как бы совсем не власть". "Остаются только две... судьи суть... не что иное, как уста, произносящие слова закона"[2].
Выделение судебной власти в самостоятельную ветвь государственной власти представляет собой тот существенный вклад Ш.Л. Монтескье в развитие теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, благодаря которому доктрина обрела стройность и завершенность. Рассмотрение вопроса о судебной власти Ш.Л. Монтескье предваряет несколькими существенными соображениями, в том числе и следующим: в большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, благодаря которому государи, обладая законодательной и исполнительной властью, передают своим подданным отправление третьей. По своему предназначению судебная власть является регулирующей, она необходима для того, чтобы удержать от крайностей законодательную и исполнительную власти[3]. Здесь прослеживается политико-правовая функция "третьей" власти, которая впоследствии получит название "сдержек и противовесов".
Значительный вклад в развитие концепции судебной власти, основ ее формирования, функционирования и правосудия внес великий французский политический мыслитель Ж.-Ж. Руссо. Вряд ли можно согласиться с мнением о том, что он всего лишь подверг критике идею разделения властей Ш.Л. Монтескье[4]. Это упрощенный взгляд на научно-теоретическое наследие Ж.-Ж. Руссо, анализ которого позволяет выделить два периода в формировании воззрений мыслителя на "третью" власть, институты магистратуры, трибунаты, а также на осуществляемые ими функции.
Первый период его деятельности охватывает создание фундаментального труда "Общественный договор", а второй связан с подготовкой других сочинений Ж.-Ж. Руссо
[1] Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 290.
[2] Цит. по: Ершов В.В. Судебная власть в правовом государстве: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. С. 9.
[3] Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 294.
[4] Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 34.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!