Введение
1 Теоретические аспекты особенностей продвижения здорового образа жизни через социальные сети
1.1 Понятие и особенности определения здорового образа жизни
1.2 Роль социальных сетей как инструмента влияния на аудиторию
2 Исследование влияния социальных сетей на представление аудитории о здоровом образе жизни
2.1 Анализ характеристики влияния социальных сетей на представления аудитории о здоровом образе жизни (на примере ВКонтакте)
2.2 Мероприятия по популяризации здорового образа жизни в социальных сетях
Заключение
Список использованной литературы
На сегодняшний день, сеть «Интернет» играет одну из значимых ролей в жизни современного общества. Если несколько лет назад различные гаджеты были не обязательным атрибутом человека, то сегодня жизнь без них кажется невозможной. С помощью Интернета и компьютера или телефона, люди за короткий промежуток времени могут узнать о различных событиях мире, делать онлайн-покупки, скачивать и читать литературу, смотреть фильмы, слушать музыку и общаться на различных форумах и в социальных сетях.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей вовлечённостью современной молодежи в виртуальную реальность. Информация, содержащаяся в сети «Интернет» так или иначе, влияет на поведение, мировоззрение и ценности людей. Конечно, информация о здоровом образе жизни не остается в тени, однако, большое влияние на поведенческие характеристики человека оказывают социальные сети, статьи, размещенные в сети Интернет. Обусловлено это, прежде всего, тем, что Интернет занимает значимое место в жизни современного человека, зачастую определяет его поведение, поступки, логику мышления.
Интерес к здоровому образу жизни вызван ростом и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. На сегодняшний день формирование здорового образа жизни является одним из основных направлений государственной молодежной политики. С учетом нынешних технологий и, в особенности возрастание роста использования и расширения сети «Интернет», большинство молодежи подвержено влиянию со стороны данного ресурса. Является логичным то, что огромное количество информации о здоровом образе жизни, представленной в сети «Интернет», может оказать большое влияние на формирование мировоззрения у нынешней молодежи относительно ЗОЖ.
Проблема заключается в том, что на данный момент сеть «Интернет» располагает не только достоверной, но и неграмотной информацией относительно ЗОЖ, из-за чего у современной молодежи может сформироваться неправильный образ здорового образа жизни и здорового человека в целом. Стоит отметить, что некоторые источники информации создаются с целью исказить представление о здоровом образе жизни, и, более того – нанести вред здоровью человека путем отстаивания определенных идей (например, применение фармакологии для поддержания тонуса мышц).
Объектом социологического исследования является молодежь.
Предметом социологического исследования является влияние сети Вконтакте на формирование здорового образа жизни молодежи.
Цель работы: выяснить значимость роли сети «Интернет» при формировании и поддержании здорового образа жизни.
Задачи:
- Обзор теоретических подходов к изучению здорового образа жизни в контексте влияния на него средств массовой коммуникации.
- Анализ отношения молодого поколения к здоровому образу жизни.
- Определение использования сети Вконтакте в практиках здорового образа жизни молодежи.
Теоретическая база исследования. В своей работе Э. Дюркгейм рассматривает молодых людей в качестве группы социального воспроизводства. Он связывает здоровый образ жизни молодежи с пониманием общества как законодателя деятельности человека, влияющего на поведение людей, так как молодежь усваивает образ старших поколений вследствие передачи опыта, традиций и навыков. Молодежь выступает наследником социального капитала, где в капитал это здоровье. Данные мысли и различные теории по поводу этого, Э. Дюркгейм описывает в своей работе «О разделении общественного труда». [24; 80с.]
Большой вклад в исследование и разработку данного феномена вложил М. Вебер. Здоровый образ жизни, по его мнению, выступает качеством целерационального поведения, то есть поведения современного человека. Вебер, рассматривая поведенческие факторы, указывает на взаимосвязь между идеальным типом действия и образом жизни, между поведенческими стратегиями и целями, которые преследует человек. [17; 122с.]
Социальная группа, в качестве которой выступает молодежь, обозначает себя как социально перспективный слой, пишут Э. Гидденс, П. Бурдье, Дж. Александер. Демонстрируя свои преимущества перед другими группами населения, молодые люди ведут здоровый образ жизни. [21;632с.]
Средства массовой коммуникации или СМК начинают оказывать влияние на человека с самого раннего возраста и являются спутниками на протяжении всей его жизни. Наибольшее воздействие СМК могут оказать на становление личности молодого человека, пишет Г. Б. Кошарная и Л. В. Рожкова. [36]
Нормативную основу данного исследования составляет Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ, закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации».
Методология исследования. При проведении исследования использовались следующие научные методы:
Обзор научных публикаций (статей и монографий, которые опубликованы в зарубежных и российских изданиях), первоисточников по теме исследуемой проблемы.
1 Теоретические аспекты особенностей продвижения здорового образа жизни через социальные сети
1.1 Понятие и особенности определения здорового образа жизни
Термин «здоровый образ жизни» довольно молод. Появился он относительно недавно в связи с глобальным изменением условий существования человека: наряду со значительным прорывом в области медицины, здравоохранения, науки и технического развития наблюдается столь же стремительное ухудшение экологии. Сочетание данных факторов создает негативные условия, как для физического, так и ментального здоровья [15, c. 89].
Пропаганда здорового образа жизни ведется с момента формирования данного понятия. Согласно национальному корпусу русского языка, впервые словосочетание «здоровый образ жизни» стало использоваться во второй половине 1980-х годов, причем количество упоминаний в периодических печатных изданиях намного превышает их число в книгах [3]. Однако, если в конце ХХ века основными масс-медиа, используемыми для влияния на общественное мнение были газеты и радио, а затем и телевидение, то в последние годы огромное значение приобрел интернет, предлагая бесчисленные варианты взаимодействия с многомиллионной аудиторией.
Для того чтобы понять, как изменился концепт здорового образа жизни, нужно разобрать наиболее общее определение данного термина. К настоящему времени не сформировалось какой-либо общепринятой формулировки понятия. Например, хирург с мировым именем Н. М. Амосов пишет, что здоровье - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни» [2, с. 52]. А значит и здоровый образ жизни должен включать в себя не только физический аспект, но и духовный. А. М. Митяева наряду с приведенными компонентами выделяет также соматическое («текущее состояние органов и систем организма человека») и нравственное («комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности») здоровье [1, с. 6].
Оправдан тот факт, что пропаганда здорового образа жизни всегда исходила от государства. Ведь чем здоровее население, тем меньше затраты на здравоохранительную сферу, расходующую значительную часть государственного бюджета. Инициатива от государства исходит и сейчас. Регулярно проводятся городские спортивные мероприятия, главы государств включают в свои речи высказывания о необходимости следить за своим здоровьем. Однако действительно популярным среди молодежи концепт «ЗОЖ» стал благодаря интернету и социальным сетям. На национальном корпусе русского языка количество употреблений словосочетания резко возрастает в 2009 году.
А теперь рассмотрим даты появления крупнейших социальных сетей:
- Facebook - 2004 год;
- ВКонтакте - 2006 год;
- Twitter - 2006 год;
- Instagram - 2010 год.
Учитывая, что иностранным проектам нужно некоторое время, чтобы завоевать признание в России, начало стремительного роста их популярности совпадает с тем временем, когда здоровому образу жизни стали уделять огромное внимание в СМИ.
Несомненно, положительным фактором в этой ситуации стала легкость донесения информации до широкой аудитории. Любой человек, который обладает некими знаниями в той или иной теме, может высказаться на просторах интернета. Практически из ниоткуда появилось множество людей, которые стали примером для подражания, а восприимчивые подростки легко возвели их в разряд кумиров. Вести здоровый образ жизни стало модно, а это одна из сильнейших мотиваций для молодежи. Так в социальной сети для обмена и оценки фотографий и коротких видеороликов Instagram по хештегу (от англ. hash - символ «решетка» - короткое слово с символом #, позволяющее объединить сообщения со схожей тематикой) #healthylifestyle (с англ. - здоровый образ жизни) можно обнаружить более 11 с половиной миллионов публикаций [4].
Однако есть в наблюдаемой популярности здорового образа жизни в социальных сетях и отрицательная сторона. Далеко не все люди, пишущие о ЗОЖ, компетентны в этой теме. А массовость некоторых ошибочных суждений заставляет молодежь думать, что являются истинными. Так, благодаря социальным сетям стали популярны такие явления, как детокс, воркаут, веганство и сыроедение, кроссфит, вейпинг и т. д. Но далеко не все из них являются полезными, и абсолютно все из них требуют серьезного, осмысленного подхода. Рассматривая красивые фотографии и читая убедительные тексты, молодежь ошибочно полагает, что нужно идти на крайние меры для быстрого достижения результата, демонстрируемого их кумирами. Вводя себя в состояние стресса, подростки забывают, что неотъемлемой частью здорового образа жизни является духовное развитие и гармония.
Таким образом, социальные сети действительно могут быть полезными в популяризации здорового образа жизни. Но внося резкие или значительные изменения в свою жизнь, необходимо обращаться к серьезной литературе и советоваться со специалистами.