Курсовая работа|Таможенное дело

Исследование мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 45

Введение

Глава 1 Нормативно-правовые основы перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

1.1 Понятие, особенности и виды объектов интеллектуальной собственности. Товарные знаки

1.2 Роль и правовой статус таможенных органов при контроле перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности  

Глава 2. Анализ практической деятельности таможенных органов Российской Федерации по защите прав на объекты интеллектуальной собственности

2.1. Меры, принимаемые таможенными органами, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности

2.2. Анализ деятельности таможенных органов, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности

Глава 3. Совершенствование контроля при перемещении через границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

3.1. Основные проблемы в работе таможенных органов при осуществлении таможенного контроля за перемещением через границу ТК ЕАЭС  товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

3.2. Актуальные вопросы совершенствования системы таможенного контроля при перемещении через границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Заключение

Список использованных источников

Сегодня экономические отношения между различными странами и миром в целом характеризуются активной эксплуатацией результатов интеллектуальной деятельности человека: интеллектуальные произведения, продукты творчества человека, занимают значительную долю национальных и мировых ресурсов. Стоимостное содержание интеллектуальной части общего объема производства товаров и услуг возрастает. Это делает необходимым поиск и совершенствование оптимальных правовых рамок для создания, использования и передачи прав интеллектуальной собственности.

Переход к рыночной экономике и праву частной собственности в России в начале 1990-х годов дал объективные основания для существенного реформирования правовой структуры общественных отношений, связанных с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Важную роль в этом сыграли государственные положения о государственной защите интеллектуальной собственности, которые являются одним из нескольких административно-правовых методов, используемых органами государственной власти в сфере интеллектуальной собственности. Кроме того, необходимо уделить внимание вопросу модернизации системы федеральных органов исполнительной власти, регулирующих данную сферу, и совершенствованию методов административно-правового регулирования для обеспечения реализации государственной политики в области интеллектуальной собственности.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день участились случаи нарушений прав интеллектуальной собственности во внешнеэкономической деятельности и внешней торговле. Важную роль в регулировании рынка интеллектуальной собственности приходится на таможенные органы, исполняющие таможенное регулирование и контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности.

Объектом изучения является общественные отношения, возникающие в процессе таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Предметом курсовой работы выступают правовые акты и практические рекомендации, связанные с осуществлением таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Целью написания курсовой работы является исследование мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, применяемые таможенными органами.

Задачи выпускной курсовой работы состоят в том, чтобы:

раскрыть понятие, особенности и виды объектов интеллектуальной собственности и понятие товарного знака;

осветить роль и правовой статус таможенных органов при контроле перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

проанализировать меры, принимаемые таможенными органами, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

провести анализ деятельности таможенных органов, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

выявить основные проблемы в работе таможенных органов при осуществлении таможенного контроля за перемещением через границу ТК ЕАЭС  товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

проанализировать актуальные вопросы совершенствования системы таможенного контроля при перемещении через границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Теоретической основой исследования послужили труды в области международного таможенного права, интеллектуальной собственности, внешнеэкономической деятельности, экономики известных отечественных и зарубежных авторов: Абрамова А.В., Бека В.А., Близнеца И.А. , Гаврилова Е..П., Глазковой Г.В., Добрынина О.В., Г.Г., Логиновой А.С., Сухаревой И.В., Сумина А.В., Тимофеевой Е.Ю., Грегори О.В., и др.

Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, статистический метод, сравнительно-правовой метод, системный подход.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГК РФ (расшифровать) и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1 Нормативно-правовые основы перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

1.1 Понятие, особенности и виды объектов интеллектуальной собственности. Товарные знаки

В ст. 71 Конституции РФ[1] сказано, что правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации. Фиксация права интеллектуальной собственности в Конституции РФ означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этого права. Гарантированная Конституцией РФ свобода творчества предполагает также создание эффективной правовой системы охраны прав на результаты творческой деятельности.

В массиве действующего законодательства РФ, посвященного интеллектуальной собственности, следует упомянуть прежде всего ГК РФ. Статья 128 Гражданского кодекса РФ[2] среди объектов гражданских прав называет результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, в том числе исключительные права на них. Однако наиболее полно правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется на основании положений ч. 4 ГК РФ[3].

Интеллектуальная собственность является объектом ряда международных соглашений, важнейшим из которых является Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г.[4] Кроме того, был заключен ряд международных соглашений, которые посвящены отдельным составляющим интеллектуальной собственности.

Права интеллектуальной собственности существуют для обеспечения охраны творений разума, таких как изобретения, литературные и художественные произведения, символы и названия, используемые в коммерции. В Российской Федерации интеллектуальная собственность регулируется федеральными законами об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках и знаках обслуживания, о патентном праве, об изобретениях, относящихся к программам для ЭВМ (патентах на программное обеспечение) и о правовых основах использования цифровых технологий.

Наиболее важным законом, регулирующим защиту авторских прав в Российской Федерации, является Федеральный закон № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах». Закон определяет, что представляет собой произведение, охраняемое авторским правом, включая произведения литературы, музыки или драматического искусства, кинофильмы или другие аудио/визуальные произведения, а также как эти произведения должны быть защищены от несанкционированного использования. Защита авторского права распространяется на всю жизнь автора произведения плюс 70 лет после его смерти (в некоторых случаях). Закон также предоставляет авторам определенные исключительные экономические права, такие как право на воспроизведение и право на публичное исполнение, которые могут осуществляться либо автором, либо его правопреемниками (например, издателями).

Что касается регулирования товарных знаков в России, то Федеральный закон № 4552−1 «О товарных знаках и знаках обслуживания» регулирует регистрацию и законное использование товарных знаков как местными предприятиями, действующими в пределах Российской Федерации, так и иностранными организациями. Он определяет, что является правомочным товарным знаком для целей регистрации (в отношении требований различительной способности).

Товарный знак, отвечающий всем критериям, может быть зарегистрирован в Роспатенте — государственном органе, ответственном за регистрацию прав интеллектуальной собственности в России. После регистрации товарный знак может использоваться на определенных условиях, оговоренных в соглашении между соответствующими сторонами. Патентное законодательство России было существенно обновлено в 2011 году, чтобы оно соответствовало международным стандартам, установленным WIPO (Всемирной организацией интеллектуальной собственности). Этот нормативный акт регулирует критерии и процедуры патентоспособности, в том числе применимые к программам для ЭВМ, сортам растений, биотехнологическим изобретениям и т. д. 

Для получения патентной охраны в Российской Федерации необходимо подать заявку в Роспатент, который оценит все предоставленные доказательства и примет решение о выдаче патента. Кроме того, в России действует законодательство, регулирующее патентование программного обеспечения. В соответствии со статьей 1238 − 1 а и б Гражданского кодекса РФ программное обеспечение относится к категории «программы для ЭВМ», что обеспечивает им такой же уровень охраны, как и любым другим изобретениям, при условии их соответствия установленным критериям, таким как новизна и промышленная применимость. Наконец, цифровые технологии в последнее время стали критически важными не только при обсуждении интеллектуальной собственности, но и ее правоприменения; именно поэтому были приняты федеральные законы, соответствующие достижениям в этой области.

В промышленную собственность включаются объекты, которые носят непосредственно технический характер:

изобретения – это технически новое, не зависящее от области применения, решение, которое относится к продукту (устройство, вещество и др.) или способу (система действий, осуществляемая над материальным объектом при помощи материальных средств), в т.ч. к применению данного продукта или способа по определенному назначению. Условия предоставления правовой охраны: оно должно быть новым, должно иметь изобретательский уровень, а также быть промышленно применимо;

  1. Нормативные правовые акты
  2. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. [ в ред. от 10.1979 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:   http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 20.02.2023).
  3. Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (подписан в г. Гродно 8 сентября 2015 г. // // Официальный сайт Евроазиатского экономического союза. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 15.02.2023).
  4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) [в ред. от 24.03.2022 г.] // Официальный сайт Евроазиатского экономического союза. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 15.02.2023).
  5. О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2017 г. № 188 [в ред. от 28.01.2020 г.] // Официальный сайт Евроазиатского экономического союза. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 15.02.2023).
  6. Об утверждении Регламента информационного взаимодействия уполномоченных органов–членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности: решение Коллегии евразийской экономической комиссии от 30 августа 2016 года № 102 // Официальный сайт Евроазиатского экономического союза. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 15.02.2023).
  7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [в ред. от 29.05.2019 г.] // Официальный сайт Евроазиатского экономического союза. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 15.02.2023).
  8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 01.07.2020 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2009. – №4. – Ст. 445.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ [в ред. от 05.12.2022 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 52 (1 ч.). – Ст. 5496.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [в ред. от 17.02.2023 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [в ред. от 16.04.2022 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. - Ст. 3301.
  12. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ [в ред. от 19.12.2022 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 32 (часть I). – Ст. 5082.
  13. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [в ред. от 19.12.2022 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 50. – Ст. 4850.
  14. Об экспортном контроле: федер. закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ [в ред. от 26.03.2022 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 30. – Ст. 3774.
  15. Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2021 г. № 636 [в ред. от 19.06.2021 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 18. – Ст. 3146.
  16. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности: Приказ ФТС России от 28 января 2019 г. № 131 // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 15.02.2023).
  17. О направлении Методических рекомендаций: Письмо ФТС РФ от 29 июня 2007 г. № 01-06/24387 // Таможенные ведомости. – 2007. – № 11.
  18. Материалы юридической и иной практики
  19. О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 [в ред. от 04.03.2021 г.] // Вестник ВАС РФ. – 2011. – № 5.
  20. Определение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2022 г. № 305-ЭС22-20114 по делу № А40-182247/2021 // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 20.02.2023).
  21. Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2021 г. № 302-ЭС21-5145 по делу № А78-13949/2019 // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 20.02.2023).
  22. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. № 305-ЭС19-17108 по делу № А40-241863/2018 // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа:   http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 20.02.2023).
  • Специальная литература
  1. Агамагомедова С.А. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности: проблемы доступности государственной услуги / С.А. Агамагомедова // ИС. Промышленная собственность. – 2018. – № 10. – С. 67-69.
  2. Агамагомедова С.А. Эволюция таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: административно-правовой аспект / С.А. Агамагомедова // Таможенное дело. – 2020. – № 2. – С. 3-7.
  3. Анисимов Е.Г. Таможенная политика в системе национальной безопасности Российской Федерации / Е.Г. Анисимов // Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 1 – С. 14-17.
  4. Богустов А.А., Глонина, В.Н., Рожкова М.А, и др.; под общ. ред. М.А. Рожковой. / Цивилистическая концепция интеллектуальной собственности в системе российского права: монография. – М.: Статут, 2018. – 271 с.
  5. Гомон И.В. Современное состояние и направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной деятельности России / И.В. Гомон [и др.] // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 2 (91). – С. 80-83.
  6. Грачева Д.А. Исчерпание исключительных прав: национальный и международный принципы / Д.А. Грачева // Научный поиск. – 2019. – № 1.2 – С. 19-23.
  7. Гришаев С.П. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий [Электронный ресурс] / С.П. Гришаев. – Электрон. дан. – М., 2022. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». 
  8. Жерягин С.А. Механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза. Современное состояние и методы совершенствования / С.А. Жерягин // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. – № 3-5.
  9. Зуева О.Н., Рагозинникова Е.В. Обеспечение защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации / О.Н. Зуева, Е.В. Рагозинникова // Вестник Удмуртского университета. – 2021. – № 2-4. – С. 45-48.
  10. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2021 году. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ – Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 01.02.2023).
  11. Короткова О.А., Шавенкова Т.А. Антикоррупционная экспертиза в системе правового мониторинга / О.А. Короткова, Т.А. Шавенкова // Теория государства и права. – 2020. – № 3. – С. 125-127.
  12. Петрушина О.М., Кондрашова И.В., Гатцукова Т.Ю. Показатели деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности / О.М. Петрушина, И.В. Кондрашова, Т.Ю. Гатцукова // Вестник КГУ –2020. –№1. – С.11-14.
  13. Рузакова О.А. Договоры о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: учебно-практическое пособие для магистров / О.А. Рузакова. – М.: Проспект, 2019. – 144 с.
  14. Саганова Ю.А. Таможенные органы как институт защиты прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности / Ю.А. Саганова // Молодой ученый. – 2022. – № 9 (404). – С. 104-106.
  15. Сорокин М.А. Международная экономическая интеграция и проблемы таможенной защиты прав интеллектуальной собственности / М.А. Сорокин // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2020. – №4. – С. 21-23.
  16. Сухарева И.В. Особенности контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной стоимости / И.В. Сухарева // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 3. – С.14-16.
  17. Чадова Т.В., Некрасов А.Е., Бабаева А.Е. Особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / Т.В. Чадова, А.Е. Некрасов, А.Е. Бабаева // Науковедение. – 2017. – № 4. – С. 66-68.
  18. Черкасова О.В. Защита интеллектуальной собственности: учебное пособие / О.В. Черкасова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. – 102 с.
  19. Энтин В.Л. Интеллектуальная собственность в праве Европейского союза / В.Л. Энтин. М.: Статут, 2018. – 174 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Таможенное дело
2016 год 24 стр.
Курсовая Основные понятия используемые в таможенном деле
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское