Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения влияния СМИ на социализацию молодежи
1.1 Влияние СМИ на социализацию молодежи
1.2 Методики социологического исследования влияния СМИ на социализацию молодежи
Глава 2. Программа эмпирического социологического исследования
2.1. Теоретико-методологический раздел программы исследования
2.2. Методико-инструментальный раздел программы исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность темы исследования. В настоящее время решение политических, экономических и социальных вопросов в российском обществе все больше зависит от уровня активности человека. Средства массовой информации играют важную роль в этом развитии, поскольку они быстро растут и предоставляют информацию более широкой аудитории. Это рисует новую картину, в которой открытые общества могут полагаться на средства массовой информации в качестве руководства и одновременно создавать возможности для обучения и роста индивидуума.
Общественность информируется о событиях, происходящих в стране и за рубежом, через средства массовой информации. Это оказывает огромное влияние на образ жизни молодых людей. Это влияние является как прямым, через то, что они смотрят или слушают в СМИ, так и косвенным, через их родителей, учителей и сверстников. СМИ могут оказывать обоюдоострый эффект на образ жизни молодежи: они могут поощрять здоровые привычки или способствовать развитию плохих, таких как химическая зависимость или психологические проблемы.
Очевидно, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на подростков и их поведение. Сегодня проблема телевизионного насилия, оскорбительного содержания, порнографии и эротических фильмов стоит как никогда остро. Кроме того, видно, что СМИ оказывают нездоровое влияние на сексуальную жизнь подростков - зачастую это приводит к повышению либидо у этих людей.
Помимо того, что СМИ могут формировать поведение молодых людей в неблагоприятном ключе, существуют и положительные аспекты:
СМИ утоляют «информационный голод» молодых людей, информируя их о последних новостях.
− СМИ повышают общую культуру населения;
- СМИ выступают в качестве канала связи между государственными должностными лицами и общественностью;
− СМИ снимают социальную напряженность.
Таким образом, очевидно, что СМИ оказывают большое влияние на нашу повседневную жизнь.
В нашем исследовании мы углубились в состояние темы. Мы изучили соответствующие материалы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, социальной философии, социологии, журналистики и других смежных областях.
Исследования Т.Н Горяева, Г.В Грачева, И.А Донца, И.С Кон, Е.Ю Малышевой и других ученых посвящены влиянию СМИ на моральный компас молодых людей. Стоит отметить, что их коллективное мнение не очень позитивно в отношении роли СМИ в формировании ценностей современной молодежной культуры.
Изучая проблемы молодежи, ученые учитывали роль, которую играют СМИ в формировании ценностей, но не осветили досконально как положительные, так и отрицательные аспекты. Кроме того, необходимо учитывать, что постоянно меняющийся мир привносит новые грани в этот вопрос. Это приводит нас к выводу о необходимости дальнейшего исследования данной темы.
Объект исследования является молодежь Железнодорожного района г.Барнаул как социально-демографическая группа.
Предмет исследования – влияние СМИ на социализацию молодежи.
Цель исследования заключается в разработке авторской программы исследования воздействия СМИ на молодежь Железнодорожного района г.Барнаул.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию СМИ в современной научной литературе и показать, какую роль в системе социализации молодежи играют СМИ в современном информационном обществе;
- составить программу исследования по изучению состояния СМИ и их влияния на процесс социализации молодежи в Железнодорожном районе г.Барнаул.
. Теоретико-методологические основы исследования. Свой вклад в изучение проблемы влияния СМИ на процесс социализации молодежи сделали отечественные исследователи: Г. М. Андреева, Е. П. Белинская , Г. В. Грачев, Х. Домозетов, А. М. Караев и другие.
Для анализа эмпирического материала использовались количественные и качественные методы. Количественные методы представлены в социологических опросах аудитории. Качественные методы анализа использовались при проведении экспертных опросов и глубинных интервью для получения важной, в связи с темой работы, информации.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы анкетного опроса учащихся школ, студентов Железнодорожного района г.Барнаул, проведенного автором в сентябре – ноябре 2023 г.
Было опрошено 600 человек в возрасте от 15 до 30 лет.
При проведении автором собственных социологических опросов применялись методики, сходные с теми, которые использовались в других исследованиях, что позволило сопоставлять результаты обозначенных социологических исследований с результатами исследований автора.
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения влияния СМИ на социализацию молодежи
1.1 Влияние СМИ на социализацию молодежи
Взаимодействие — это уникальная форма поведения, без которой невозможен полноценный рост личности. Взаимодействие способствует установлению всех человеческих отношений. Социализация малышей происходит путем общения с близкими людьми.
Представления ребенка о самом себе формируются в процессе общения, которое, по сути, является зеркалом, отражающим в сознании этого человека то, как его воспринимают другие люди. Через доступные подростку виды деятельности осваиваются формы общения, которые позволяют усваивать социальные нормы и правила. Развитие подростка ускоряется, когда он входит в новую систему отношений с различными людьми и получает доступ к большей информации. Этот переход знаменует собой продвижение в развитии.
Трансформация коммуникации, связанная с увеличением сложности и разнообразия доступных методов, предлагает молодым людям новые возможности для развития. Это особенно актуально для подростков, которые, как известно, ставят общение превыше всего. Все исследователи СМИ сходятся во мнении, что те, у кого по тем или иным причинам ограничены возможности общения, склонны уделять больше времени потреблению медиа. Например, было замечено, что люди, склонные к интернет-зависимости, часто испытывают трудности в межличностном общении, чувствуют себя неловко при вступлении в новую группу или социальную среду и неохотно выступают публично - эти действия обычно используются как средство компенсации трудностей в общении.
Таким образом, можно уменьшить пагубное влияние СМИ, оттачивая коммуникативные компетенции детей. Рассматривая влияние СМИ на систему общих ценностей подростков, следует отметить, что каждый период истории имеет свой порядок значимости ценностей, иногда они остаются неизменными на протяжении многих эпох. Мы можем определить ценность как положительное или отрицательное отношение к вещам окружающего мира для отдельного человека, социальной группы или всего общества.
Шакеева в своей знаменитой работе, посвященной человеческим ценностям, определяет их как разновидность убеждений. Он утверждает, что это устойчивые убеждения в том, что определенный образ жизни или цель в жизни более желательны как с личной, так и с общественной точки зрения по сравнению с противоположным направлением или целью. Это используется в качестве стандарта, по которому общество в любой период времени оценивает хорошие или плохие последствия человеческой деятельности, поведения и поступков.
Он утверждает, что корни человеческой этики можно найти в культуре, обществе, его инфраструктуре и самом человеке. Наряду с ценностями существует также понятие ценностных ориентаций, которые рассматриваются как точка зрения человека на определенные духовные и материальные ценности общества. Они выступают как психологические механизмы, регулирующие поведение, определяющие формы и цели деятельности, а также точный тип поведения.
На подростковом этапе ценности становятся источником мотивации, но набор систем ценностей подростка все еще находится в периоде становления. В среднем школьном возрасте происходит реструктуризация представлений о ценностях. Если на предыдущем этапе на формирование ценностей большое влияние оказывало обучение, то в подростковом возрасте значимыми для подростка становятся установки и ценности, доминирующие среди сверстников и пропагандируемые средствами массовой информации. В этом возрасте ценностные ориентации детей становятся более сложными и автономными, более того, они приходят к признанию универсальных ценностей.