Введение
Глава 1. Эволюция миротворческой деятельности ООН
1.1 История возникновения миротворческого института ООН
1.2 Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН
Глава 2. Механизмы миротворческой деятельности ООН
2.1 Механизм использования миротворческих операций ООН
2.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении
2.3 Роль ООН на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. В XX веке в вооруженных конфликтах погибло больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Он стал самым разрушительным и кровопролитным. Конфликты превратились в один из ведущих факторов нестабильности на земле. Современные конфликты представляют собой угрозу не только для участников конфликта, но и для всего мирового сообщества. И, несмотря на завершение холодной войны, в мире все еще существует угроза ядерной войны со стороны крупных ядерных держав. В то же время в современном динамичном, быстро развивающемся мире межгосударственные конфликты сменились гражданскими войнами.
Распад биполярного мира привел к созданию новых государств, появились новые виды угроз международному миру и безопасности, что предопределило необходимость активизации деятельности универсальной международной организации - ООН. Политические процессы, происходящие на данном этапе развития общества, выявляют необходимость в исследовании конфликтов, анализе их причин и последствий.
В урегулировании международных кризисов и конфликтов на современном этапе именно на ООН возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Немаловажным является анализ деятельности ООН по урегулированию международных конфликтов и выявление факторов, оказывающих негативное влияние на эффективность действий ООН. Следует отметить, что ООН была создана для объединения всех государств с целью противодействия угрозам международного мира и стабильности. Следовательно, международный мир и безопасность во многом зависят от результатов деятельности ООН, или, говоря другими словами, от консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с новыми угрозами международному миру и стабильности.
Цели и задачи. Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов[1].
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
- Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
- Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
- Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
- На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
- Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
Объектом исследования является место и роль Организации Объединенных Наций в системе современных международных политических институтов и в мировом политическом процессе.
Предметом исследования является деятельность ООН как гаранта международного мира и безопасности, а также система взаимодействия государств как субъектов международного права, осуществляющих сотрудничество в рамках ООН. В работе также рассматриваются механизмы ООН, используемые для урегулирования конфликтных ситуаций и совокупность факторов, влияющих на эффективность деятельности ООН.
Степень изученности темы. В процессе работы были использованы многочисленные работы российских и зарубежных политологов, историков. Следует констатировать практически полное отсутствие в западной и российской науке комплексных исследований на данную тему. Частично эта тема затрагивается в работах российских и зарубежных ученых: Н.В. Александрова «Пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов в современном мире», М.В. Андреева «Современные международно-правовые аспекты реформирования Совета Безопасности ООН», СВ. Шатуновского-Бюрно «Повышение эффективности ООН, международно-правовые аспекты», Д.В. Поликанова «Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию», Гетачеу Джиги Деликсса «Этнополитические конфликты в Африке», Хайри Наджи Абдель Фатах Аль - Ориди «Ближневосточный мирный процесс: Палестинское направление».
Структура работы. Работа состоит введение, двух глав, заключение и списка использованных литературы.
Глава 1. Эволюция миротворческой деятельности ООН
1.1 История возникновения миротворческого института ООН
ООН бы ла со здана для об ъединения все х госуд арств с целью про тиводействия угроз ам между народному миру и ста бильности. Но до стижение этой цели не реально, до тех по р, по ка все члены между народного со общества не осознают того факт а, что реализация их инд ивидуальных инт ересов не возможна без во площения коллективных инт ересов все го миро вого со общества[2].
ООН в со ответствии со сво им ста тусом не сет главную от ветственность за по ддержание между народного мира и пре дотвращение конф ликтов. В то же врем я, миро творческая де ятельность по урегулированию кризисов (на пример, так их как Балканские во йны, Иракский кризис) по казала, на сколько раз личны по дходы госуд арств — членов к про блема к про блеме урегулирования конф ликтов и в от ношении ис пользования сил овых мер .
Вторая Мировая Война определила не обходимость со здания коалиции госуд арств для по ддержания и пре дотвращения нов ой во йны.
Проблема по слевоенного миро вого устр ойства, бы ла главной на тот момент и являлась одно й из основ ных тем об суждения на Потсдамской, Тегеранской и Ялтинской конф еренциях. Остро встал во прос о со здании сис темы коллективной без опасности, об об ъединении усилий со юзнических де ржав по со зданию Организации Объединенных Наций.
Появление ООН бы ло об условлено целым рядом об ъективных факт оров во енно-стра тегического, по литического, эконом ического раз вития чело веческого об щества конца второго тысячелетия.
Создание ООН явилось во площением из вечной мечты чело вечества о так ом устр ойстве и орган изации между народного об щежития, кот орые из бавили бы чело вечество от бес конечности череды во йн и об еспечили бы мирные усл овия жизни на родов, их по ступательное про движение по пути со циально-эконом ического про гресса, про цветания и раз вития, сво бодного от стра ха за буд ущее.
Организация, форм ально существ ующая для об еспечения коллективной без опасности и по ддержания мира, не до стигла никаких существ енных результатов и бес сильно на блюдала за ходом II Мировой во йны.
Но способ ствование между народной без опасности бы ло далеко не един ственной функцией Лиги Наций. Это бы ло пер вая орган изация, со зданная для того, чтобы регламентировать от ношения между госуд арствами. Ее главным норм отворческим до стижением бы ло акт ивное со действие при нятию пакта Бриана-Келлога в 1928г. Стороны, по дписавшие этот пакт (сначала Франция и США, а по том еще 48 госуд арств), брали на себя об язательство урегулировать любые между народные спор ы мирными сред ствами и от казаться от во йны как от сред ства до стижения на циональных инт ересов. Это бы л пер вый между народный до кумент в сво ем род е, где стра ны до бровольно взяли на себя определен ные об язательства с целью из бежание дальнейших во оруженных конф ликтов. Лига Наций по страдала от того, что не им ела до статочных сред ств во здействия на госуд арства, на рушившие при нятые между народные норм ы (ООН ис правила ошибку сво ей пре дшественницы с по мощью орган изации Совета Безопасности).
Фактически Лига Наций раз валилась за сво ей бес полезностью еще в 1939г., на бумаге же ее де ятельность бы ла пре кращена в апреле 1946г. решением спец иально со званной Ассамблеи.
Но миро вые де ржавы про должали ис кать пути для во площения идей коллективной без опасности, по скольку ужасы II Мировой во йны еще бол ее убедили их в не обходимости со здания нов ой между народной орган изации, кот орая бы смогла от ветить на те вы зовы, кот орым не смогла про тивостоять Лига Наций. Проект со здания и Устава этой орган изации бы ли пре дложены на Конференции 4-х де ржав (США, СССР, Великобритания и Китай) в Думбартон-Оксе, а с апреля по июнь 1945г. бы ла спец иально со звана Конференция в Сан-Франциско, по лучившая на звание Конференции Объединенный Наций, где 50 госуд арств-учредителей по дписали Устав ООН.
Со дня вступления в сил у Устава ООН 24 октября 1945г., когда на хранение Правительству США бы ла сдана по следняя 29-я ратификационная грамота СССР, официально от считывается на чало существ ования ООН1. По решению Генеральной Ассамблеи, при нятому в 1947г. День вступления в сил у Устава ООН бы л официально об ъявлен ”Днем Объединенных Наций”, кот орый торжественно от мечается ежегодно в стра нах – членах ООН.
Устав ООН во площает в себе де мократические идеалы, что на ходит сво е вы ражение, в час тности, в том, что он утв ерждает веру в основ ные прав а чело века, в до стоинство и цен ность чело веческой личности, в равноправии мужчин и женщин, за крепляет равенство бол ьших и малых на родов.
Устав ООН устанавливает в качестве сво их основ ных целей по ддержание между народного мира и без опасности, улаживание мирными сред ствами, в со гласии с при нципами справедливости и между народного прав а, между народных спор ов и ситуаций.
Он определяет, что ООН основ ана на при нципе суверенного равенства все х ее членов, что все члены до бросовестно вы полняют об язательства по Уставу, чтобы об еспечить им все м в со вокупности прав а и пре имущества, вы текающие из членства в Организации, что все члены до лжны раз решать путем и во здерживаться от угроз ы сил ой или ее при менения и что ООН им еет прав а на вмешательства в де ла, по существ у входящие во вну треннюю комп етенцию любого госуд арства (ст.2).
В Уставе ООН по дчеркивается Главным орган ом ООН являются Генеральная ассамблея, со вет Безопасности, Экономический Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный Суд.
1 Лебедева М. Новые транснациональные акторы и изменение политической системы мира. Космополис, 2023,№1(3). С.38
2 Ли Вл.Ф. Теория международного прогнозирования. М.: Научная книга, 2022. С.172
3 Маныкин А.С. Введение в теорию международных отношений. М.: Издательство МГУ , 2021. С.289
4 Рамоне И. Геополитика хаоса. М.: Теис, 2021. С.127
5 Уткин А.И. Векторы глобальных перемен: анализ и оценки основных факторов мирового политического развития. Полис, 2020, №1. С. 42, С. 52
6 Цыганков П.А. Международные отношения. М.: Новая школа, 1996. С.284
7 Устав Организации Объединенных Наций от 26 июля 1945 года // Международное право в документах. М.,1982.
8 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Международное право в документах. М.,1982.
9 Конвенция о защите прав культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года // Международное право в документах. М., 1982.
10 Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Права человека. Сборник нормативных документов. М.,1990.
11 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года // Международное право в документах. М.,1982.
12 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами от 24 октября 1970 года // Международное право в документах. М., 1982.
13 Организация Объединенных Наций. Сборник документов. М., 2008 – 420 с.
14 Белан С.Р. Черты глобального мира. Миротворческая деятельность ООН // Экология и жизнь. – 2021. –№ 5. – С. 8–18.
15 Гельвановский М.И, Рожков К.Л., Скрябина Н.И. Сценарии и стратегии России в глобальной миротворческом процессе. \\«Вестник РГНФ» №1 2017 С.25-43
16 Гельвановский М.И. ООН: концептуальная конкурентоспособность России как основной инструмент решения стратегических задач. \\ «Вопросы экономики переходного периода» 2018, №1 С.12-46
17 Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. Москва, 1989
18 Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. Москва, 1990
19 Беджауи М. Международный Суд: прошлое и будущее, Московский журнал международного права, 1995, N
20 Бекяшев К.А. Международное публичное право Москва, 1999
21 Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право в документах. Москва, 2022
22 Внешняя политика Советского Союза в период отечественной войны. Т.1 Москва, 1970
23 Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Москва, 2022
24 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги. Москва, 1956
25 Денисов В.Н.. Правовые аспекты разоружения в ракетно-ядерную эру. Киев, 1990
26 Дмитриева Г.К., Лукашук И.И. Становление международной нормативной системы. Москва, 1995
27 Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. Москва, 1999
28 Игнатенко Г.В. Международное право. Москва, 1995
29 Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. Москва, 1975
30 Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право в двух томах. Том 1. Москва, 2002
31 Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Действующее международное право в двух томах. Том 2. Москва, 2002
32 Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. Москва, 1988
33 Лукашук И.И. Международное право – Общая часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. Москва, Издательство БЭК, 1999
34 Лукашук И.И. Международное право – Особенная часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. Москва, Издательство БЭК, 1998
35 Мелков Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов. Москва, 1986
36 Организация Объединенных Наций. Сборник документов. Москва, 1981
37 Осипов Г.А. Международно-правовой режим нераспространения ядерного оружия. Москва, 1987
38 Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года. Книга 1. Москва, 2020