Введение
Глава 1. Теоретический аспект отрасли машиностроения
1.1Особенности развития отрасли машиностроения
1.2Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения
1.3Современный уровень развития машиностроительной отрасли в России и в мире
Глава 2.Анализ состояния отрасли машиностроения в России
2.1 Анализ статистических показателей состояния отрасли машиностроения в России
2.2Анализ финансовых показателей отрасли машиностроения в России
2.3Новые тенденции машиностроения
Глава 3.Анализ проблем развития отрасли машиностроения
3.1Зависмость отрасли машиностроения России от мирового рынка
3.2Способы минимизации дефицита в отрасли машиностроения
Заключение
Список литературы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, машиностроительная отрасль без преувеличения называют основой промышленного производства любой страны. Важность его стабильного развития для экономики определяется, тем фактом, что на протяжении нескольких столетий сектор остается единственным поставщиком капитальных ресурсов на предприятия прочих отраслей.
Машиностроение обеспечивает любое производство машинами и оборудованием, а население – предметами потребления. Сегодня невозможно представить себе сферу человеческой жизни, в которой тем или иным образом не использовалась бы продукция отраслей машиностроения. От степени развития машиностроения, в конечном итоге, зависит устойчивость и эффективность развития других секторов и всей экономики в целом. Машиностроение как отрасль насчитывает почти тысячелетнюю историю.
Претерпев существенные изменения в своей структуре и видах выпускаемой продукции, она объединила в себе сотни подотраслей, специализирующихся на выпуске разнородной продукции: от простейшего бытового оборудования до сложнейших высокоточных аппаратов. Данная уникальная позиция отрасли в системе экономических отношений делает ее главным проводником достижений научно-технического прогресса во все области жизнедеятельности человека, а также значительно усложняет ее анализ.
Глава 1. Теоретический аспект отрасли машиностроения
1.1Особенности развития отрасли машиностроения
Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.
Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.
Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.
Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:
- станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
- авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
- производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.
Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:
- производство горно-шахтного оборудования;
- металлургическая промышленность;
- энергетическая сфера.
Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.
Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.
Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.
При размещении предприятий идеальный вариант – совпадение территории с источниками сырья и с потребителями готовой продукции. В данном случае прогноз развития таких предприятий утешительный, поскольку они освобождаются от больших расходов на транспортировку.
Становится возможной установка тесных связей между машиностроением и металлургией. Предприятия первого типа освобождаются от многих технологических операций, что снижают стоимость готовой продукции. В свою очередь, металлургические заводы получают отходы от машиностроения и используют их для собственных нужд.
Учитывая то, что сырьевые базы и потребители продукции находятся на разной территории, производственные мощности предприятий размещаются с учетом возможности быстрого сбыта оборудования. Это связано с тем, что расходы на перевозку металла в разы ниже от необходимых вложений для транспортировки готовых изделий. Именно поэтому многие производственные линии преимущественно тяготеют к регионам сбыта готовой продукции, несмотря на свою металлоемкость.
Коростелева, Е. М. Текущее состояние и перспективы развития машиностроительной отрасли в России / Е. М. Коростелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 1. — С. 140-144. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3548/ (дата обращения: 25.04.2023).
Вельможко, И.И. Проблемы и перспективы развития машиностроения в Российской Федерации / И.И.Вельможко, К.А.Софьин // Экономика и управление в машиностроении. — 2020. —№ 6. — С. 59–61. 2. Воронина, В.М.Динамика объема производства основных видов продукции российского машиностроения как характеристика состояния отрасли / В.М.Воронина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2017. — № 5. — С. 10–15. 3. Голов, Р. С. Ключевые барьеры на пути развития высокотехнологичного машиностроения / Р. С. Голов, В. В. Мыльник, А. Г. Паламарчук // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2018. — Т. 213. —№ 5. — С. 304–317. 4. Гусев, С.А.Модернизация Российской экономики на основе развития машиностроения / С.А.Гусев, В.Д.Жариков // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. — 2018. —№ 2. — С. 87–97. 5. Красина, Е.Н.Модернизация технической базы высокотехнологичных производств и перспективные решения развития российского машиностроения / Е.Н.Красина, Е.В.Волкова // Управленческий учет. — 2021. — № 12–3. — С. 694–701. — DOI 10.25806/uu12–32021694–701. 6. Модель экспортно-ориентированного развития российского машиностроения / В.Н.Борисов, О.В.Почукаева, Е.А.Балагурова [и др.] // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. — 2020. — № 18. — С. 316–326. — DOI 10.47711/2076–318–2020–316–326. 7. Полухин, А.А.Экономическая оценка потенциала развития российского сельскохозяйственного машиностроения / А.А.Полухин // Техника и оборудование для села. — 2018. —№ 3. — С. 45–47. 8. Татарских, Б.Я. Государственные научно-технические проблемы обеспечения стабильного развития российского машиностроения / Б.Я.Татарских // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. — 2019. —№ 1. — С. 52–61.