Введение
Глава 1. Теоретические основы лоббистской деятельности.
1.1. Сущность понятия «лоббизм».
1.2. Правовое регулирование лоббистской деятельности в России
Глава 2. Государство как сфера осуществления лоббистской деятельности.
2.1. Государство как объект и субъект лоббизма.
2.2. Методы прямого воздействия на органы государственной власти.
Заключение
Литература.
На современном этапе одной из основных форм политического участия становится лоббистская деятельность. Эта деятельность представляет собой действия активных политических субъектов, влияющих на процесс принятия решений государственными структурами.[1] Последние признаются подобными политическими акторами легитимными и полномочными в персонифицированном аспекте, при этом не они самоидентифицируются в качестве составной части системы органов государственной власти. При этом основными субъектами этой деятельности выступают лоббистские структуры, или группы давления.
Как известно, в советской политической науке лоббизм было словом исключительно ругательным, изобличающим заговор капиталистов и власти против трудового народа. Понадобилось определенное время, чтобы в российском менталитете лоббизм перестал отождествляться с коррупцией, а люди, находящиеся на государственной службе, могли спокойно работать с группами интересов. Большую заслугу в этом сыграла новая российская политическая наука, наполнившая термин новым конструктивным содержанием. Однако в настоящий момент большинство исследований носят сугубо теоретический характер, не отвечая возрастающим потребностям практики. Что касается работ, которые бы останавливались на вопросах поведения чиновников в лоббистских процессах, так они и вовсе отсутствуют.
Сегодня лоббизм – один из значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Причиной лоббизма является наличие в структуре общества социально оформленных интересов. Оформление интереса предполагает наличие в структуре гражданского общества групп, имеющих один или несколько интересов и выдвигающих требования к другим группам для реализации этих интересов. Соответственно группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления и приобретают политический характер. В большинстве случаев конкуренция групп давления проявляется как конкуренция элит.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что тема данной работы – «Государство и лоббизм» является актуальной.
Объектом исследования явилась лоббистская деятельность. Предмет исследования – взаимодействие государства и лоббизма.
В работе были определены следующие задачи:
- Раскрыть сущность понятия «лоббизм»
- Рассмотреть технологии лоббистской деятельности
- Рассмотреть государство как объект и субъект лоббистской деятельности
- Представить основы государственного регулирования лоббизма.
Для решения поставленных задач был использован метод анализа теоретического материала.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретические основы лоббистской деятельности
1. Сущность понятия «лоббизм»
Прежде, чем говорить о проблемах взаимоотношения государство и лоббизма, следует понять сущность вышеназванных понятий.
Мало кто знает, что термин «лобби» и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobia» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. С чем связан переход церковного слова в светско-парламентский обиход? Ответ на этот вопрос можно найти, углубившись в историю парламентаризма.
Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».Категория «лоббизм» претерпела эволюционные изменения и в итоге оказалась скорее публицистическим понятием, чем научным. Эволюция термина происходила как в зарубежной, так и в отечественной политологии, но в совершенно различных направлениях.
Пик популярности термина «лобби» в англоязычной литературе приходится на 50-60-е годы XX в. Однако он имел уже несколько иное значение, чем столетие назад, когда лоббизм впервые приобрел политическое звучание и обозначал покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В середине XX в. лоббизм в понимании западных ученых охватывал намного большее пространство, чем только давление на парламент. [2] Под лоббизмом часто понимался весь процесс взаимодействия государства и гражданского общества.
Одно из наиболее удачных определений в те годы сумел дать английский политолог С. Файнер, который обозначил лоббизм как «любую деятельность организаций, влияющую на органы государственной власти в целях содействия собственным интересам, причем эти организации, в противоположность партиям, не готовы сами принять непосредственную власть в стране».[3]
Можно спорить о точности данного определения, так как, действительно, вряд ли лоббизмом является «любая» деятельность. Однако в целом подход Файнера задал верное направление в понимании лоббизма.
В этом русле складывались и более поздние определения, с тем лишь уточнением, что организации, влияющие на органы власти, также получили свое обозначение. Согласно немецкому словарю они называются лобби (lobby – англ.}, а соответственно процесс влияния был назван лоббизмом (lobbying – англ). Последующее распространение в западной политической науке теорий плюрализма, а затем и неокорпоративизма исключило неоправданно частое использование термина «лоббизм» политологами. К сегодняшнему дню лоббизм уже не так часто выступает в зарубежной политологии как специальная тема исследования, а является частью более широкого научного интереса, посвященного группам интересов и проблемам представительства интересов.
Российская политология первоначально восприняла лоббизм преимущественно как идеологическое понятие, когда он характеризовался как система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний. И лишь в начале 90-х годов, когда это явление начало активно проявляться в РФ и данной теме стало уделяться достойное внимание, появились первые, более точные, определения лоббизма.
Хотя в законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти» лоббизмом считается «деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации», все же политологи предпочитают использовать более широкий подход. Большое значение для них имеет не только факт деятельности, отраженный в этом скорее юридическом, чем политологическом определении, но и ее специфика, взаимосвязь с политическими институтами. Различные авторы так характеризуют лоббизм:
[1] Кинякин А.А. Финансово-промышленный лоббизм в России и Германии//Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов/ Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 47–55.
[2] Анохин М., Зотов С. Зарубежные теории и российская практика: О лоббистской деятельности// Предпринимательство. Политика. Наука. – 2006. - № 2. – С.50-57.
[3] Государственное управление и политика/Под ред. Л.В. Смогрунова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2002, с. 247.