Курсовая работа|Политология

Курсовая СМИ и политика

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 65

Введение.

Глава 1. Понятие и история возникновения средств массовой информации.

1.1. Понятие средств массовой информации.

1.2. История возникновения средств массовой информации

Глава 2. Массовые политические коммуникации

2.1. Сущность и особенности массовых политических коммуникаций

2.2. Средства массовой информации в системе массовой коммуникации

2.3. Структура средств массовой информации и проблемы их функционирования

Глава 3. Влияние деятельности средств массовой информации на политические процессы в России

3.1. Политические позиции и влияние средств массовой информации в России

3.2. Средства массовой информации как инструмент политической пропаганды

Заключение

Список использованных источников

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти.

Актуальность выбранной темы на сегодняшний день не оставляет сомнения, поскольку в современном обществе, в частности в России в происходящих политических процессах, в том числе в политической борьбе далеко не последнюю роль играют средства массовой информации, производящие политический информационный продукт, формируя, влияя на общественное, в том числе политическое мнение масс.

Итак, целью настоящей работы является изучение места и роли средств массовой информации в политической жизни государства.

Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:

- определения понятия, сущности и функций средств массовой информации;

- изучение истории развития средств массовой информации в России;

- изучение теории массовых политических коммуникаций и места средств массовой информации в системе массовых политических коммуникаций;

- исследование взаимодействия средств массовой информации с политическими процессами в России;

- исследование воздействия средств массовой информации на массы путем предоставления политического информационного продукта в России.

 

Глава 1. Понятие и история возникновения средств массовой информации

 1.1. Понятие средств массовой информации

 Основу для научного понимания места средств массовой информации в современном обществе положили работ трех известных американских специалистов – Альберта Фреда С., Шрима Уилбурга и Петерсона Теодора «Четыре теории прессы», опубликована в 1956 г. Многие положения этой работы сохранили свою актуальность до сих пор, повсеместным свидетельством чему является перевод работы на русский язык в 1998 г.

Согласно авторам названной публикации в мире насчитывается четыре теории прессы: авторитарная, либералистская, теория социальной ответственности и советская, коммунистическая. Каждая из моделей дает свое понимание свободы слова, свою трактовку принципам соотношения СМИ со структурами власти и гражданами (аудиторией), свое толкование социальной ответственности СМИ и т. д. Отдельные теории прессы отражают не столько отличие теоретических воззрений и концепций специалистов, сколько ее реальное положение в системе социальных отношений того или иного общества, в системе властных отношений. Прежде всего, коммунистическая теория прессы исходила из безусловного подчинения прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии (самые, пожалуй, известные выражения – принцип: печать – часть общепартийного дела). Либералистская теория прессы исходит из обще либеральных принципов свободы человека, политического и идеологического плюрализма, независимости СМИ от диктата государства, тем более какой-либо из партий. Поскольку Россия уже в основном рассталась со своим коммунистическим прошлым и пусть медленно и тяжело, но постепенно расстается с авторитарными методами управления общественными делами, соответствующие модели прессы представляют в основном исторический интерес. Главное внимание сосредоточим на либералистской теории прессы и теории социальной ответственности с учетом того факта, что реальная практика деятельности СМИ даже в обществах с устоявшейся демократией далеко не всегда и не во всем соответствует теоретическим конструкциям, предложенным выше названными американскими специалистами или современными теоретиками СМИ.

Либерталистская модель, основанная на признании свободы воли, своим философским обоснованием восходит к трудам Милтона, Локка, Миля, философии рационализма и естественных прав человека. Согласно этой модели СМИ являются одним из важнейших средств контроля за деятельностью правительства, других институтов власти. Она служит обществу и удовлетворяет нужды граждан быть информированными относительно состояния общественных дел, их потребностям в отдыхе и развлечении, общественной коммуникации.

Теория социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Она исходит из того, что свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и способствования формированию общих ценностей, представлению различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общественных групп. Важным положением теории социальной ответственности является тезис о разделении комментария, публикации (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой. За этим положением стоит понимание роли прессы не только (и, главное, не столько) как фактора, формирующего позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствующего ее самостоятельному формированию аудиторией путем представления ей максимально полной и достоверной информации по соответствующей проблеме (проблемам).

  1. Алексеева М.И. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / под ред. Засурского Я.Н. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
  2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2004.
  3. Брайант Д. Основы воздействия СМИ. – М.: Вильямс, 2004.
  4. Воробьев К.А. Политология. – М.: Академический проект. – М.: 2003.
  5. Ворошилов В.В. Журналистика. Курс лекций – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.
  6. Гаджиев К.С. Политология. – М.: Логос, 2001.
  7. Декрет о печати // О партийной и Советской печати, радиовещании и телевидении // Сборник документов и материалов. М., 1972.
  8. Доленко Д.В., Бахлов И.В., Бахлова О.В. и др. Политология. – М.: Дело, 2003.
  9. Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология. – М.: Гардарики, 2004.
  10. Деннис Э. Беседы о масс-медиа. - М.: Вагриус, 1997.
  11. Дубин Б. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки, № 4, 2003.
  12. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М.,1985.
  13. Есин. Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917). – М.: 2000.
  14. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX-XX веке, М., 2001.
  15. Законодательство Российской Федерации о СМИ. – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.
  16. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики – М.: Изд-во МГУ, 2003.
  17. Засурский Я.,Вартанова Е. История печати: Антология. Т. 1: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002.
  18. История отечественной журналистики (1917-1945). Хрестоматия. Учебное пособие / Сост. И.В.Кузнецов, Р.П.Овсепян, Р.А.Иванова – М.: Изд-во МГУ, 1999.
  19. Козина Е.С. СМИ и выборы: Ресурс и угрозы политического мифотворчества. – М.: Изд-во "ВК", 2005.
  20. Кузьмен О. В. Социология общественного мнения. - Новосибирск, 1996.
  21. Кургинян С. Е. "Седьмой сценарий". Ч. 2. – М.: 1992.
  22. Марченко М.Н. Политология. Курс лекций. – М.: Зерцало, 2000.
  23. Материалы Фонда «Общественное мнение», http://www.fom.ru/.
  24. Материалы Центра исследований политической культуры России, http://www.cipkr.ru/.
  25. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития – М.: Изд-во МГУ, 2003.
  26. Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации: Учеб. пособие для вузов. – М.: МПСИ, 2006.
  27. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е гг.) – М.: Изд-во МГУ, 1999.
  28. Панарин И.Н. Информационная война и выборы – М. Городец, 2003.
  29. Панкин А. Кто контролирует телевидение - проигрывает выборы // Новая газ. - 1998. - 21-27 дек.; см. также: Среда. - 1998. - № 2. - Апр.-май.
  30. Плониш В.Ю. Теория и практика массовой информации: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: ИВЭСЭП, 2005.
  31. Попов В.Д. Информационная политика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Рос.Академия гос.служащих (РАГС), 2003.
  32. Почепцов Г.Г. Информационно - политические технологии. – М.: Центр, 2003.
  33. Почепцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004.
  34. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. – М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2005.
  35. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр, 2003.
  36. Сальников В.П. Политология. – СПб.: СПбГУ МВД России, 2000.
  37. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.
  38. Солодухин Ю. Н. Российские средства массовой информации: являются ли они "четвертой властью"? // СМИ в политических технологиях. - М.: Энигма, 1995.
  39. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н.Засурского, Е.Л.Вартановой, М.В.Шкондина. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
  40. Средства массовой информации России. 2002 год. Анализ, тенденции, прогноз. - М.: Инфоцентр, 2003.
  41. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Политология
2012 год 51 стр.
Курсовая Политическое сознание молодежи
diplomstud
Курсовая работа Политология
2013 год 44 стр.
Курсовая Эволюция интеграции в ЕЭС / ЕС
diplomstud
Курсовая работа Политология
2015 год 42 стр.
Курсовая Государственная политика Хрущёва в отношении церкви
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское