Введение
1. Основы совершенной конкуренции и монополии на товарных рынках
1.1 Сущность конкуренции в экономике
1.2 Характеристика совершенной конкуренции
1.3 Проявления монопольной власти на товарных рынках
2. Состояние совершенной конкуренции и монополии в России и тенденции
развития
2.1 Состояние конкуренции и монополистические тенденции в экономике
России
2.2 Картелизация российской экономики
2.3 Национальный план развития конкуренции в России
Заключение
Список использованных источников
В экономической теории, как и в физике, существуют разного рода абстракции. Абстракция – это то, чего в «чистом виде» в природе не бывает. Но введение и изучение абстрактных понятий помогает изучать реальные предметы, процессы и явления, к ним приближенные. Так, из школьного курса физики мы знаем о «материальной точке» и «абсолютно твердом теле». Примером абстрактного понятия в экономике является чистая, или совершенная (абсолютная) конкуренция. В условиях абсолютной конкуренции наблюдается одна глобальная тенденция – уменьшение прибыли каждого из продавцов. Совершенная конкуренция в чистом виде нигде не встречается.
Антиподом совершенной конкуренции является монопольная конкуренция. Монополии негативно влияют на рынок, так как подобным фирмам нет нужды вкладывать деньги в свое развитие. Обычно реальный рынок функционирует в некоей промежуточной форме – есть несколько крупных игроков, остальную долю распределяют между собой мелкие предприятия.
Демонополизация российской экономики является одной из насущных и актуальных тем на современной этапе развития рыночной экономики. Владимир Путин подписал готовившийся два года Федеральной антимонопольной службой (ФАС) указ о национальном плане развития конкуренции. Национальный план развития конкуренции в РФ направлен на снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе на ограничение создания унитарных предприятий, реформу тарифного регулирования, эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках, и поддержку предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса.
Цель курсовой работы – исследовать совершенную конкуренцию и монополию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность конкуренции в экономике;
- охарактеризовать совершенную конкуренцию;
- рассмотреть проявление монопольной власти на товарных рынках;
- проанализировать состояние конкуренции и монополистические тенденции в экономике России;
- выявить тенденции картелизации российской экономики;
- рассмотреть национальный план развития конкуренции в России.
Объектом исследования является конкуренция на товарных рынках.
Предмет исследования – функционирование совершенной и монопольной конкуренции на рынках.
1. Агапова Т.Д., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. – 560 с.
2. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. – М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 672 с.
3. Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // Научное обозрение. – 2014. – №12-1. – С. 234-241.
4. Гуляев Г.Ю. Проблемы и пути развития конкуренции в России // Экономика и социум. – 2015. – №2. – С. 124-148.
5. Егорова М.С. Ценовые стратегии фирмы в условиях рынка./Егорова М.С. // Молодой ученый. - 2015. – №9(89). - 592-594.
6. Ермоленко О. А., Никонец О. Е. Проблемы конкуренции в современных условиях России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 121–125.
7. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. – М.: Социум, 2017. - 288 с.
8. Клименкова М.С. Особенности реализации ценовых стратегии в условиях рыночной конкуренции. / Клименкова М.С // Право. Экономика. Безопасность. - 2015. – №2(6). - 69-70.
9. Коуз Р. Фирма, рынок и право: сборник статей. – М.: Новое издательство, 2017. - 224 с.
10. Латышев А.Ю. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 21 (350). – С. 192-200.
11. Нельсон Р. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Дело, 2017. - 536 с.
12. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Паблишер, 2016. - 716 с.
13. Розанова Н.М. Макроэкономика; учебник для магистров.- М.: Издательство Юрайт, 2014. – 813 с.
14. Симон Д.В. Социально-экономическая оценка конкурентной среды в России // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 168-172.
15. Смирнов Г.Н. Конкуренция и российская модель управления // Мир и политика. – 2016. – №4. – С. 81-91.
16. Стиглер Дж. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. Теория олигополии // Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2015. - 532 с.
17. Хамел Г., Прахаланд К. К. Конкурируя за будущее. – М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 288 с.
18. Яковлева Ю. А. Роль конкуренции в рыночной экономике/ Ю. А. Яковлева // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 610-613.
19. ФАС России. Доклады о состоянии конкуренции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/
20. Электронный журнал «Конкуренция сегодня» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://femc.fas.gov.ru/lib/ct/