Введение
Глава 1. Исследование содержания терминов «здоровье», «здоровый образ жизни» (контент-анализ)
1.1 Системообразующие факторы ЗОЖ
1.2 ЗОЖ в системе образования (дошкольники, школьники, студенты)
1.3 Взаимосвязь физической культуры и физического воспитания с ЗОЖ
1.4 Основы безопасного поведения человека во время отдыха «на природе»
Заключение
Список используемой литературы
Практически все рождаются на свет здоровыми и с определенным запасом здоровья, но откуда-то потом в нашем окружении берется значительное количество больных. Одни страдают самыми различными болезнями, другие болеют, но не догадываются об этом. Вдруг, оказавшись обладателем какого-то диагноза, удивляются: «откуда?»
Представьте себе человека, который, проснувшись, потягивается и жизнерадостно улыбается новому дню (всегда, независимо от погоды и работы). Затем целый день он действует, движется, решает множество важных вопросов, творит, создает и разрушает, но неизменно активен, энергичен и весел; вечером он ложится и засыпает, без заявлений: «сейчас я сонный, ничего делать не хочу, и голова не варит».
При этом он делает только то, что хочет (он всегда знает, чего хочет); ест то, что хочет и когда хочет; искренне радуется всему новому, интересному, доброму; абсолютно верит в свои силы и не знает, что такое сомнения, страх, неудача; если и расстраивается, то на 5 минут от силы (зачем же тратить больше времени на такие мелочи). Он – воплощение чистой энергии и свободного творчества. Он – постоянное движение. Он – это мы, но в годовалом возрасте.
Но от чего все меняется с течением времени? Ответ очевиден – образ жизни.
Образ жизни включает в себя очень многое. Это неправильное питание, малоподвижность, злость и осуждение, навязанные шаблоны и стереотипы, как следствие – серьезные изменения в деятельности органов и систем организма, мыслей, болезни и старение.
Поэтому изучение основ здорового образа жизни является актуальной темой на сегодняшний день.
Основной целью данной работы является – изучить основные понятия ЗОЖ и правила безопасного поведения человека во время отдыха «на природе».
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть системообразующие факторы ЗОЖ;
- сделать анализ ЗОЖ в системе образования (дошкольники, школьники, студенты);
- оценить взаимосвязь физической культуры и физического воспитания;
- проанализировать основы безопасного поведения человека во время отдыха «на природе».
Глава 1. Исследование содержания терминов «здоровье», «здоровый образ жизни» (контент-анализ)
1.1 Системообразующие факторы ЗОЖ
Каждому современному человеку необходимо придерживаться здорового образа жизни. Во многих городах экологическая обстановка оставляет желать лучшего, современный темп жизни диктует новые правила поведения человека, присутствующий стрессовый фактор заставляет принимать необдуманные решения. Все это создает большую группу неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье человека.
И в итоге обострение хронических заболеваний, неврозы, бессонница, болезни органов сердечно-сосудистой системы. При неправильном питании страдает пищеварение. Основы здорового образа жизни лежат в активности человека, в его желании двигаться, вести правильный образ жизни.
Наследственные факторы во многом определяют состояние здоровья человека. Научно доказано, что будущее здоровье ребенка формируется еще в утробе матери. Поэтому, во время беременности очень важно заботиться о себе и о своем будущем малыше [16, c. 135].
Внешние факторы также негативно воздействуют на организм человека. Курение, алкоголь, наркотики – это то, что нас постепенно убивает. Курильщики умирают от заболеваний сердечно-сосудистой системы в десятки раз чаще, нежели некурящие. А люди, страдающие алкоголизмом, постепенно убивают свою печень.
Но кроме негативных внешних факторов, то о чем мы и так знаем с детства, влияют еще и внешние факторы окружающей среды. Например, плохая экология. В городах миллионерах, с большим количеством машин, богатой транспортной системой, экология сильно изменена. Плохая экологическая ситуация влияет на возникновение онкологических, аллергических заболеваний и заболеваний дыхательной системы. Уровень развития медицины играет немаловажную роль для жизни человека. Здоровье наше не только у нас в руках, но и в руках медиков. Поэтому от их квалификации зависит лечение болезни.
Понятие ЗОЖ объединяет в себя понятия физического и психического здоровья, профилактические меры по укреплению своего духа и тела.
Правильное питание – основа здорового образа жизни. Хороший сон, позитивные эмоций все это способствует долголетию. Важно также, чтобы в семье была мотивация к здоровому образу жизни. Если в семье есть люди, страдающие вредными привычками, или люди, которые в течение всей своей жизни неправильно питаются, то вряд ли ребенок сможет иметь правильную спортивную мотивацию и интерес к здоровому образу жизни [4, c. 276].
С раннего детства формируются у ребенка распорядок дня, прививается желание заниматься спортом. Родители должны рассказывать о пагубности вредных привычек. Здоровый образ жизни является основой здоровья человека.
Все в жизни человека должно быть размеренно. Должен чередоваться труд и отдых. Любая работа должна иметь отдых. Невозможно постоянно находиться в стрессовых ситуациях. Человек должен уметь расслабляться: общение с друзьями, прослушивание легкой музыки, прогулка по лесу, для этого можно менять обстановку, можно использовать медитацию, йогу.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/36698
2. Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки РФ № 2106 от 28.12.2010 г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110201
3. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. 214 с.
4. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие длястудентов учреждений СПО / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. М.: Альфа-М, 2008. 352 с.
5. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. для студентоввузов / В.И. Дубровский. М.: ВЛАДОС, 2009. 512 с.
6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2001. 320 с.
7. Никберг И.И. Здоровье и здоровый образ жизни. Сидней, 2007. 141 с.
8. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна и А.В. Коробкова. М.: Высшая школа. 1993. 504 с.
9. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для сред. ивыш. учеб. заведений / В.М, Смирнов, В.И. Дубровский. М.: ВЛАДОС, 2007. 608 с.
10. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. М.: Академия, 2005. 304 с.
11. Федосеев В.Н. Физическая культура: Курс лекций: В 2 ч./Новосиб. Гос. Ун-т. Новосибирск, 2012. Ч. 2. С. 88.
12. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. М.: Медицина. 2004. 544 с.
13. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2003. 448 с.
14. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культур: учеб. для студентов вузов/ А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. Минск: Тесей, 2003. 528 с.
15. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
16. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. М.: Педагогическое общество России, 2004. 420 с.