Введение
1. Адаптация старшеклассников как психологическая проблема: школьная адаптация
2. Социальная и психологическая составляющая адаптации старшеклассников: проблемы, буллинг, дезадаптация
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: bugalter
Год: 2023 | Страниц: 22
Введение
1. Адаптация старшеклассников как психологическая проблема: школьная адаптация
2. Социальная и психологическая составляющая адаптации старшеклассников: проблемы, буллинг, дезадаптация
Заключение
Список литературы
Данная работа посвящена индивидуально психологическим и социальным факторам адаптации в старших классах школы. В современном мире адаптация играет важнейшую роль. В этот период родители и учителя сталкиваются с огромным количеством проблем, объединённым с периодом адаптации старшеклассников к образовательной и социальной среде.
Школа определяет перед учеником задачи, требующие организованности, исполнительности, внимания. Но при этом стремление обучающихся к самостоятельности, независимости от взрослых приводит к появлению поведенческих проблем. Для учебного процесса в этот период свойственны снижение успеваемости, повышенная утомляемость, эмоциональная нестабильность старшеклассников. Безусловно, старшеклассникам очень сложно преодолеть все, что над ними нависло. Именно в это время возникают многочисленные конфликты, которые оказывают негативное влияние на развитие личности. Основные новообразования в этом возрасте - чувство взрослости, развитие самосознания, склонность к рефлексии, частая смена настроений, повышенная возбудимость, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, самоопределении.
На самом деле различные аспекты адаптации к новой среде их развития в старших классах все больше определяет не только успешность обучения, но и являются основой для перехода от детства к юности и успешного преодоления задач взрослой жизни, хотя в последнее время все большее число психологов начинают проявлять интерес к этой проблеме.
Тема исследования, несомненно, актуальна, ведь по сей день существует проблема адаптации старшеклассников при получении в основного общего образования. В работе использованы статьи из научных исследований и журналов, диссертации и прочие материалы.
Объект исследования: адаптация старшеклассников.
Предмет исследования: психологические и социальные факторы адаптации учащихся в старших классах.
Гипотеза исследования: адаптация старшеклассников будет успешной, если выявить психологический ресурс учащихся, характеризующийся сочетанием и уровнем развития основных структурных компонентов: эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (установить уровень форсированности школьного коллектива), психолого-педагогического (выявить взаимосвязь между академической успеваемостью и поведением).
В работе применялся системно-деятельностный подход, который определяет важность адаптации старшеклассников, общения и их коммуникативной деятельности, процесса деятельности самого ученика, направленного на становление его сознания и личности, его самоопределения в системе жизненных отношений, самоактуализации и саморазвития.
Ступень изученности темы. В рамках исследования была изучена литература по проблемам адаптации ряда отечественных авторов: источники по психологическим и социальным видам адаптации (Н.В. Осипова, Е.В. Яковлев и др.); работы по адаптивным технологиям обучения (О.В. Попова, Н.Н. Селезнева и др.).
Особенности социальной адаптации рассморены в трудах таких ученых как А.А. Плескачевская, Е.В. Чучелина, Т.П. Хохлова, Е.Е. Асташина, Е.Н. Кузнецова.
Цель исследования: изучить основные психолого-социальные факторы, обеспечивающие успешную адаптацию старшеклассников, а также выявить связь между академической, социальной и психологической составляющими адаптации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации учащихся на разных ступенях образования, в частности - при переходе в старшие классы школы.
2. Определить важные психолого-педагогические и социальные критерии успешной или затрудненной школьной адаптации в старших классах.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Спб.: Питер. 2001. 288 с.
Асташина Е.Е. Игровые технологии как средство адаптации старшеклассников к социальной среде: дисс. канд. пед. наук. Самара. 2002. 186 с.
Варламова А.Я. Школьная адаптация. Издательствово ВолГУ. 2005. 410 с.
Гришина Е.В. Сравнительная характеристика переживаний безнадежности, одиночества и депрессии подростками в образовательной среде. // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 2. С. 25-39.
Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы. // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220-242.
Кудрявцев И.А. Девиантология расстройств личности: от концепции психопатий к современному понятию. // Девиантология. 2019. № 1. С. 3-11.
Кудрявцев И.А. Социально-психологические аспекты виктимогенеза подростков в социальных сетях. // Суицидология. 2021. №. С. 54-68.
Кузнецова. Е.Н. Особенности адаптации старшеклассников к условиям обучения в профильной школе.: дисс. канд. псих. наук. Спб. 2010. 209 с.
Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг). Детская и подростковая психотерапия. Спб.: Питер. 2001. 196 с.
Молодцова Т.Д., Кобышева Л.И. Шалова С.Ю. Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками. Директ-Медиа. 2017. 368 с.
Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: дисс. канд. псих. наук. М. 2008. 189 с.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). Издательство АН Армянской ССР. 1988. 316 с.
и другие источники литературы
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!