Введение
1. Теоретические и нормативно-правовые основы административного наказания
1.1. Понятие и признаки административного наказания
1.2. Правовое и социальное значение административного наказания
1.3. Правовое регулирование административно-деликтных отношений
2. Система административных наказаний
2.1. Система административных наказаний в действующем законодательстве
2.2. Классификация административных наказаний: основания и содержание
3. Система административных наказаний
3.1. Проблемы законодательного регулирования административных наказаний и пути их решения
3.2. Проблемы юридической практики применения административных наказаний и пути их решения
Административное наказание выступает мерой негативной государственной реакции на нарушение гражданином или организацией законодательства об административных правонарушениях. Здесь сразу следует обратить внимание на существенное отличие административных наказаний от уголовных – если последним подвергаются исключительно физические лица, то административные наказания могут быть назначены и юридическим лицам.
Наиболее распространенным видом административного наказания является административный штраф (далее по тексту работы - штраф). При этом наблюдается достаточно интересная тенденция – при общем снижении количества назначенных штрафов растет их сумма – так, в 2022 году назначены 4 111 687 штрафов на сумму 80 329 067 791 руб., – т.е. условный средний штраф составляет порядка 19,5 тыс. руб. Для сравнения: в 2021 г. средний размер штрафа составлял 16,8 тыс. руб. (назначены 4 715 763 штрафа на сумму 79 464 690 832 руб.), в 2020 г. – 12,3 тыс. руб. (4 808 148 штрафов на сумму 59 269 356 041 руб.). За 9 месяцев 2023 года средний размер штрафа составил 20,3 тыс. руб. При этом крайне неутешительной является статистика по взысканным штрафам – на протяжении 2020-2022 годов и 9 месяцев 2023 года она не превышает 20 %. Если говорить о таком виде административного наказания, как административный арест (далее – арест), то, например, в 2022 году такому аресту подвергнуты 806 100 человек, в 2021 – 808 269 человек, за 9 месяцев 2023 года – 625 413 человек. Наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами в 2022 году подвергнуто 283,4 тыс. человек, в 2021 – 269,4 тыс. чел, за 9 месяцев 2023 года – 219, 5 тыс. чел.
Безусловно, административные наказания не столь суровы, как наказания уголовного характера, максимальный срок ареста здесь составляет 15 суток, в то время как уголовно-правовое лишение свободы исчисляется годами и даже десятилетиями. Однако, именно в «мягкости» административно-правовых санкций и заключается их социально-правовая ценность - зачастую привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания позволяет своевременно скорректировать девиантное поведение субъекта и обеспечить правомерность его дальнейших действий – не случайно многие составы уголовных преступлений предусматривают т.н. «административную преюдицию», когда административное наказание фактически призвано упредить совершение лицом преступления. При этом следует отметить, что такое «упреждение» не является достаточно эффективным, например, административной преюдицией характеризуется часть 1 ст. 264.1 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию – в 2021 году по данной норме осуждено 41 210 чел, в 2022 – 43 923 чел, за 9 месяцев 2023 года - 37 130 чел. Таким образом, предупредительный эффект административных наказаний является недостаточным, поскольку все большее количество граждан, подвергнутых административному наказанию, не сделали для себя должных выводов и совершили аналогичное деяние, которое при этом квалифицируется как уголовное преступление. Все сказанное свидетельствует о необходимости отыскания новых методов и механизмов совершенствования цели и функций административного наказания, что и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Цель настоящей работы – системный анализ административного наказания как меры ответственности за совершение административного правонарушения.
Задачи исследования обусловлены его целью и включают в себя:
Определить понятие и признаки административного наказания;
Охарактеризовать правовое и социальное значение административного наказания;
Изучить правовое регулирование административно-деликтных отношений;
Рассмотреть систему административных наказаний в действующем законодательстве
Привести классификацию административных наказаний: основания и содержание
Определить проблемы законодательного регулирования административных наказаний и пути их решения;
Выявить проблемы юридической практики применения административных наказаний и предложить пути их решения.
Объект исследования – урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в процессе назначения и исполнения административного наказания.
Предмет настоящего исследования – нормы законодательства, научная доктрина, материалы правоприменительной практики.
Методология исследования представлена системой различных общенаучных и научных методов познания правовой действительности. Главное место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все правовые явления во взаимной связи между собой и в их обусловленности.
Среди общенаучных методов познания существенное место занимают: логический, систематизация, сравнительный методы.
Также в работе используются специально-юридические методы исследования: формально-логический метод анализа правовых актов, технико-юридический, сравнительно-правовой, анализ документов.
Теоретическая значимость работы обусловлена систематизацией основных научных представлений о понятии, системе и значении административных наказаний.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования законодательства и в правоприменительной практике.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами и включает в себя введение, три главы, состоящие в общей сложности из семи параграфов, заключение и список использованных источников.
1 Теоретические и нормативно-правовые основы административного наказания
1.1. Понятие и признаки административного наказания
Легальное понятие административного наказания приведено в ст. 3.1 КоАП РФ[1]. Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нарушенного права.
Если обратиться к научным определениям то, например, Н.А. Ахтанина пишет, что административное наказание – это предусмотренная КоАП РФ мера административной ответственности, применяемая судьей, иным уполномоченным органом или должностным лицом к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, состоящая в установлении в отношении этого лица определенных ограничений (запретов, лишений) имущественного, личного или организационного характера либо в оказании на него властного морально-психологического воздействия с целью его правового воспитания, предупреждения совершения им, а также другими лицами, новых аналогичных или иных административных правонарушений, и влекущая возникновение у указанных лиц временного состояния административной наказуемости[2].
Д.А. Липинский отмечает, что «административное наказание является установленной государством мерой административной ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях кары, предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, восстановления общественных отношений и воспитания правонарушителей»[3].
Таким образом, предназначение административных санкций связано с несколькими аспектами.
Во-первых, это профилактика административных правонарушений как со стороны лица, привлекаемого к ответственности, так и со стороны иных субъектов, иными словами, здесь идет речь о частной и общей превенции.
Частная превенция в законодательстве об административных правонарушениях выражается в том, что лицо, привлеченное к ответственности, осознав недопустимость противоправного поведения и, что намного важнее – неотвратимость наказания за такое поведение (следует понимать, что далеко не все нарушители раскаиваются в содеянном, и превентивное воздействие на них оказывает именно карательный, а не порицательный элемент), будет воздерживаться от нарушения законодательства в будущем.
Иначе говоря, применение административного наказания и связанные с этим издержки должны выступать действенным способом, обеспечивающим правомерное поведение субъекта в дальнейшем[4].
Например, если лицо привлечено к административной ответственности за правонарушение в сфере дорожного движения, и к нему применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на определенный срок, соответственно, административно-наказанный гражданин не имеет возможности в течение данного срока управлять автомобилем, в связи с чем несет личные и финансовые издержки, тем самым у него формируется установка о том, что при дальнейших нарушениях к нему могут быть применены аналогичные меры.
Соответственно, в рамках частной превенции у субъекта формируется понимание недопустимости неправомерного поведения.
Общая превенция административного наказания схожа с частной в том, что направлена на формирование правомерного поведения, однако не у конкретного лица, привлеченного к административной ответственности, а у иных субъектов.
Общая превенция реализуется посредством следующего механизма:
Например, гражданин грубо нарушает Правила дорожного движения, и содеянное им квалифицируется как административное правонарушение, влекущее наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.