Введение
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти
1.2. Классификация органов исполнительной власти
1.3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация
2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти
2.2. Федеральные органы исполнительной власти РФ
3. Территориальные органы федеральной исполнительной власти как элемент единой системы
3.1. Территориальные органы федеральной исполнительной власти в субъектах Федерации
3.2. Правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти в единой системе федеральной исполнительной власти
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Нынешний этап российской истории является этапом революционных перемен, реформ и потрясений. После крушения советской власти в начале 90-ых годов началось реформирование всех сфер общественной жизни, которое длиться по сей день. Современная власть ищет наилучшие пути построения уже не советского тоталитарного, а демократического российского общества.
Однако большинство попыток реформирования оканчивают не совсем удачно. Одной из причин этого является состояние органов исполнительной власти, на которые, зачастую, и возложено проведение той или иной реформы.
В современной России существует слишком громоздкий государственный аппарат. Одни органы повторяют компетенцию, функцию и задачи друг друга. Другие созданы для непонятной цели, их функции и компетенция чётко не определены. Третьи - будучи созданными для определённой задачи, не справляются с ней. При этом все органы вторгаются в компетенцию друг друга. Всё это порождает определённую путаницу в системе органов исполнительной власти, что препятствует их нормальному функционированию, что и является одной из причин провала реформ.
Для решения этой проблемы требуется упорядочивание всей системы государственного управления. Ведь, чтобы провести преобразования, нужно иметь нормально функционирующую систему органов управления, на плечи которых и ложиться большинство реформ.
Поэтому знание системы органов исполнительной власти имеет огромное значение, чтобы дать объективную оценку, как конкретному органу исполнительной власти, так и всей системе, в целом.
Значимость конституционно-правового регулирования формирования и функционирования системы органов исполнительной власти объясняется еще и тем, что это не только вопрос сферы государственного управления, «правоприменимости» нормативных актов, но и один из важнейших институтов публичной власти в жизни любого современного государства.
Государственное управление, реализуемое через систему органов исполнительной власти, в современных условиях становится всё более всеобъемлющим и одновременно многообразным по формам реализации государственной воли.
Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права .
Исполнительная власть РФ реализуется не только через центральные органы государственной администрации, но и через их территориальные структуры в тех случаях, когда эти органы образуют такие структуры.
Территориальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти образуют территориальный уровень системы исполнительной власти РФ.
Таким образом, в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого гражданина и всего народа в целом. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями .
Однако стоит признать, что в РФ имеется целый комплекс проблем по организации функционирования органов федеральной исполнительной власти.
По мнению коллектива авторов Института государства и права, при видимых перестановках руководителей, переименовании органов исполнительной власти, передаче полномочий, сама система не меняет своих производственных параметров, и нет показателей изменения качества управления. Напротив, созидательные процессы развиваются достаточно медленно, бюрократический аппарат наращивает свою мощь, соответственно растут расходы на его содержание .
Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти.
Противоправное расширение компетенции субъектов Федерации, полное или частичное присвоение ими федеральных полномочий и полномочий совместного ведения фактически закрепляют неконституционную деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации и препятствуют созданию федеральными министерствами и ведомствами территориальных органов, а зачастую полностью исключают эту возможность .
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти
Закрепленный в Конституции принцип разделения властей привёл к замене старого понятия «органы государственного управления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной власти». Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.
В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений.
По-разному определяют авторы сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность» .
«Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти, и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления».
«Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества».
Чтобы каждое структурное подразделение этой системы нормально функционировало, она должна строиться на совокупности определённых принципов. В юридической литературе нет единой системы таких принципов. Одни авторы в качестве основных принципов организации и деятельности исполнительной власти выделяют:
1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти. Он обусловлен государственным устройством России. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:
а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;
б) Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;
в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).
2. Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация) .
Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.
С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.
Таким образом, орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.
С другой стороны, орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно, прежде всего, то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.
Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.
Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные и другие подразделения).
1. Конституция Российской Федерации // СПС «Гарант»
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года. // СПС «Гарант»
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»// СПС «Гарант»
4. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314. // СПС «Гарант»
5. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС «Гарант»
6. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе органов исполнительной власти» //СПС «Гарант»
7. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // СПС «Гарант»
8. Административное право России: Конспект лекций./ Автор-составитель Труханович Л.В. - М., 2009.
9. Административное право/ Под редакцией Кинзакова - Воронеж, 2008.
10. Административное право. Учебник./ Под редакцией Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М., 2006.
11. Архипова Т. Правительство благих намерений // Отечественные записки. - 2006. - № 2 (16).
12. Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.
13. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. - Мн., 2002
14. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика// «Журнал российского права». - 2006.- № 2.
15. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. - М., 2008.
16. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития, /отв. Ред. д-р юрид. наук Бачило И.Л. - М.: Юристь, 2004.
17. Исполнительная власть в Российской Федерации: Научно-практическое пособие./ Под редакцией Ноздрачёва А.Ф., Тихомирова Ю.А. М., 2006.
18. Ковальчук А. Единство системы государственной власти РФ // «Отечественные записки» - 2004. - № 2.
19. Конин Н.М. Российское административное право: общая часть. - Саратов, 2008.
20. Манохин В.М. Административное право на переломе // Вестник ᅟСаратовской ᅟгосударственной ᅟакадемии ᅟправа. ᅟ2007. ᅟ- ᅟ№ ᅟ3.
21. Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. Учебник. 2008. 172 С.
22. Ноздрачев А.Ф. Проблемы организации исполнительной власти/ Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции. М.: Городец-издат. 2008.- 253 с.
23. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2010 г.
24. Раздымалина Н.И. Административное право: Материалы к лекциям. - Воронеж, 2008.
25. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2006.
26. Старилов Ю.Н. Административное право. Ч. 2. Книга первая.- Воронеж, 2005.
27. Структура федеральных органов исполнительной власти// Экономика и жизнь. №19 ᅟ(9233) ᅟ- ᅟ16.05.2008.
28. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти/ АлтГУ. НБ. БО; cост.: А.А. Почанкина. – Барнаул: Б.и., 2005.
29. Тиунова Л. Б, Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель //Правоведение.- 2006. -№ 4.
30. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Конституционные основы политического плюрализма в Российской Федерации: многообразие подходов // Свободная мысль.- 2000.- № 11.