Введение
Глава 1 Правовые основы иммиграционного контроля в РФ
1.1 Понятие и назначение иммиграционного контроля в РФ
1.2 Иммиграционный контроль: цели и принципы иммиграционного контроля
Глава 2 Институционально-правовое обеспечение иммиграционного контроля
2.1 Органы исполнительной власти осуществляющие иммиграционный контроль
2.2 Законодательство об иммиграционном контроле
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность настоящей работы объясняется целым комплексом факторов.
Во-первых, за последние годы, темпы депопуляции населения России приобрели угрожающие черты – количество россиян ежегодно сокращается и по различным прогнозам к 2050 году может составить 100 млн. человек, что почти в полтора раза меньше современного населения России (с учетом Крыма и Севастополя – 146,2 млн. чел.) С проблемой естественной убыли населения столкнулись сегодня все регионы Центра России, независимо от уровня их экономического развития. Одной из причин резкого снижения рождаемости, особенно ярко наблюдаемого на рубеже XX-XXIвеков, стало то, что, у значительной части населения России, есть беспокойства за свое экономическое и социальное благополучие. В данных условиях миграция, особенно внешняя, является естественным путем сокращения дефицита трудоспособного населения.
Во-вторых, миграция населения в любой стране является важнейшим процессом, влияющим на ее социально-экономическое развитие. В России вследствие разнообразия природно-климатических, исторических, социально-экономических условий расселение населения по территории страны является крайне неравномерным: наименее заселена восточная часть страны, наиболее богатая природными ресурсами. В этих условиях территориальная мобильность населения, способствуя снижению напряженности на рынке труда, усилению гибкости и эффективности его функционирования, является фактором устойчивого развития экономики регионов, важнейшим средством рационализации использования трудовых ресурсов и повышения производительности общественного труда не только в отдельных регионах, но и в масштабе всей страны.
В то же время, в конце 1990-х годов в России произошла смена генерального направления внутренних миграционных потоков. С одной стороны, началась массовая концентрация мигрантов в густонаселенных регионах с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития.
С другой стороны, начался выезд населения из регионов севера и востока страны - особенно активно выезжает население трудоспособных возрастов, в результате чего сокращается не только численность населения, но и ухудшается его демографическая структура, сокращается население стратегически важных приграничных территорий на востоке страны.
Этот факт, вкупе с другими негативными следствиями неконтролируемой миграции, диктует необходимость государственного управления миграционными процессами. Важнейший механизм этого управления – иммиграционный контроль, значение которого недооценить сложно – именно с его помощью государство борется с незаконной миграцией, обеспечивает соблюдение субъектами миграционных правоотношений правовых рамок должного и возможного поведения. Изучение этого направления государственной миграционной политики в условиях реформирования последней – важная задача с ярко выраженной практической направленностью. Значение ее подчеркивается и тем фактом, что в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года дальнейшее развитие и совершенствование иммиграционного контроля названо в числе основных направлений миграционной политики России в целом.
Степень проработанности.
Различные вопросы, так или иначе связанные с исследованием особенностей управления миграционными процессами в современной России, нашли широкое отражение в научной литературе. В частности, при написании настоящей работы, нами использовались труды таких ученых, как Н.А. Воронина, С. Е. Метелев, О.Л. Рыбаковский, Т.Н. Юдина, А.Ю. Ястребоваи многие другие и др.
Однако, иммиграционный контроль как часть миграционной политики России изучен существенно хуже. В качестве отдельного предмета исследования он анализировался лишь в трудах А.Н. Новикова, С.О. Харламова, А.К. Юрков и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с управлением миграционными процессами в современной России.
Предмет – нормативно-правовые и организационные основы иммиграционного контроля как механизма управления миграционными процессами в России, а также практика его применения.
Цель работы заключается в исследовании понятия, сущности и значения иммиграционного контроля.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- исследовать понятие и назначение иммиграционного контроля в РФ;
- проанализировать цели и принципы иммиграционного контроля;
- охарактеризовать органы исполнительной власти, осуществляющие иммиграционный контроль;
- охарактеризовать законодательство об иммиграционном контроле.
Методологическую основу исследования оставили различные методологические подходы к исследованию миграционных процессов, в том числе методы логического анализа, синтеза, обобщения, аналогии и классификации
Структура работы состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованной литературы.
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 25.12.1993. – № 237.
О беженцах. Федеральный закон от 19.02.1993 № 45281 (ред. от 22.12.2014) // Российская газета. № 126. 03.06.1997.
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.Федеральный закон от 30.12.2012 № 313ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 31.12.2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7638.
О гражданстве Российской Федерации. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2015) // Собрание законодательства РФ. – 03.06.2002. – № 22. – Ст. 2031.
О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон от 18.07.2012 № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. – 24.07.2012. – № 30. – Ст. 3285.
О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Собрание законодательства РФ. – 19.08.1996. – № 34. – Ст. 4029.
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115ФЗ (ред. от 01.03.2017) // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – № 30. – Ст. 3032.
О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 11.04.2016. – № 15. – Ст. 2071.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Президентом РФ 13 июня 2012 г.[Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/
О Концепции регулирования миграционных процессов в РФ. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256р // Собрании законодательства РФ. 10 марта 2003 г. – № 10. – Ст. 923.
Об утверждении Положения об иммиграционном контроле. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. № 1020 // Российская газета. 17 сентября 1994 г. [Утратило силу]
О мерах по введению иммиграционного контроля. Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2145 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 20 декабря 1993 г. № 51. Ст. 4933 [Утратил силу]
Научная литература
Аскеров М.С. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: автореф. дисс. канд. юр. наук. – М., 2014. – 30 с.
Воронина Н.А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. – М.: Центр миграционных исследований, 2013. – 319 с.
Кривопущенко Н.Н. Миграционные процессы в системе властных отношений // Вопросы экономики. – 2013. – № 2. – С. 34-39.
Мантусов В.Б. Основные проблемы, направления и механизм интеграционного внутрирегионального сотрудничества в СНГ: автореф… дисс. ... докт. экон. наук. – М., 2012. – 29 с.
Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики. –М.: Юнити, 2012. – 374 с.
Новиков А.Н. Иммиграционный контроль в южных дальневосточных субъектах Российской Федерации: автореф. дисс. канд. юр. наук. – М., 2005. – 31 с.
Рыбаковский Л.Л. Демографическое будущее России и миграционные процессы // Социологические исследования. – № 3. – 2013. – С. 73-79.
Харламов С. О. Иммиграционный контроль в системе функций органов внутренних дел России: автореф. дисс. канд. юр. наук. – М.,2002. – 29 с.
Юрков А.К. К вопросу о целях осуществления иммиграционного контроля // Журнал российского права. – 2016. – №5 (125). – С. 23-29.
Ястребова А.Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционное и муниципальное право. – 2013. –№15. – С. 18-19.
Интернет-ресурсы
Миграционное законодательство и правоприменительная практика: изменения и нововведения в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/news/441209
Проект ФЗ об иммиграционном контроле в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/79/139/71055.php
Сухарникова А.В. Незаконная миграция и иммиграционный контроль в России [Электронный ресурс]. URL: http://lawjournal.info/2013/05/014/
Тюрюканова Е.Ю. Трудовая миграция в Россию [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0315/tem