ВВЕДЕНИЕ
1. МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ГЕРМАНИИ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.2 ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.2.1 СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.2.2 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ
1.2.3 УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.2.4 РАСШИРЕННЫЙ ОБЪЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЙ
1.2.5 ЛОЯЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ
1.2.6 КАЧЕСТВО И ИННОВАЦИИ
1.2.7 ЭФФЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1.2.8 ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
2. ВНЕДРЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
2.1 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ В ГЕРМАНИИ И
РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
2.2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ГЕРМАНСКИХ КОМПАНИЙ И
СОВРЕМЕННЫХ ГЕРМАНО-РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА
РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Современные условия деятельности промышленных предприятий требуют создания эффективной системы управления персоналом предприятия, развития его кадрового потенциала.
В этой ситуации возникает необходимость в теоретическом переосмыслении кадровых процессов, разработке методологии формирования стратегии и тактики эффективного использования персонала промышленных предприятий, способствующих подъему и развитию отечественной промышленности, обеспечивающих их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки части персонала промышленных предприятий затрудняет их адаптацию к современным требованиям, что делает теоретическую разработку социально-экономических механизмов подготовки и воспроизводства высококвалифицированных рабочих промышленных предприятий с высокой уровень общего и специального образования особенно значим и актуален.
Следует отметить, что в настоящее время особо острой проблемой промышленных предприятий является создание служб управления персоналом, отвечающих требованиям современного менеджмента, собственных эффективных систем обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе рабочих промышленных предприятий, поскольку Создана еще в советское время, система их профессиональной подготовки практически ликвидирована.
Понятие «национальные особенности менеджмента» впервые появилось в начале 17 века на страницах зарубежных книг по менеджменту. Это понятие стало обозначать те особые и характерные только для определенной страны методы и характер управления и лидерства. Менеджмент в каждой стране формируется ее давними традициями, историей и общепринятыми ценностями. [3]
Прежде чем приступить к исследованию, считаю необходимым напомнить вам, что лежит в основе теоретических основ долгосрочного развития немецкого менеджмента. Основоположником немецкой модели управления является известный немецкий ученый, социолог и экономист Макс Вебер.
Концепция бюрократической рационализации, разработанная М. Вебером, сыграла важную роль в формировании классического менеджмента. Вебер считал, что управление в компании должно осуществляться исключительно на рациональной основе, сотрудники должны строго придерживаться установленных правил. Формальные процедуры, регулирующие рабочий процесс, помогают обеспечить дисциплину для достижения поставленных целей.
Структура организации должна представлять собой четкую иерархию в соответствии с полномочиями каждого сотрудника. Отбор и продвижение сотрудников по карьерной лестнице осуществляется в соответствии с их квалификацией. Также важной особенностью бюрократического управления считалась рациональность, которая требовала использования наиболее эффективных методов решения задач организации. Принципы менеджмента, заложенные Вебером, легли в основу последующего управленческого опыта (и не только в Германии).Изучение национального менеджмента – это освоение уникального управленческого опыта, которой может быть частично применен в других странах и компаниях. Исследование и дальнейшее применение наилучших практик немецкой системы управления могло бы дать толчок к развитию многих других компаний. Кроме этого, для тех, кто хотел бы строить карьеру в какой-либо немецкой компании, необходимо уметь сочетать собственный стиль с особенностями управления, свойственной Германии.
Проблема данного исследования – потребность в исследовании особенностей менеджмента ведущих экономических стран в связи с их развивающейся культурой управления и богатым накопленным опытом.
Объект исследования – менеджмент и система управления в компаниях.
Предмет исследования – система менеджмента в немецких компаниях.
Основной целью исследования является изучение особенностей немецкого менеджмента выявление ее наиболее эффективных сторон на примере 5 ведущих немецких компаний.
Задачи исследования:
1) Определить истоки образования менеджмента в Германии.
2) Привести общую характеристику менеджмента в немецких компаниях.
3) Найти подтверждение приведенных особенностей менеджмента посредством исследования системы управления в нескольких отдельных современных немецких компаниях.
4) Оценить эффективность менеджмента в исследованных компаниях и возможность их применения в других странах.
1. МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ГЕРМАНИИ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
Изучив литературу по сравнительному и практическому менеджменту и обобщив содержащуюся в ней информацию, мы можем отнести к немецкому стилю менеджмента следующие особенности:
- Ориентация на высокое качество и удовлетворенность клиентов;
Немецкие компании презирают ценовую конкуренцию. Вместо этого они конкурируют на основе передового опыта в производстве товаров и услуг. Немецкий менеджер делает акцент на качестве продукта, уделяя особое внимание пожеланиям клиента. Немецкое управление чувствительно к государственным стандартам, государственной политике и постановлениям правительства. Практически все немецкие продукты подпадают под немецкие промышленные нормы.
- Поддержка сотрудников, развитая система обучения и повышения квалификации;
Немецкие компании обладают развитой функцией мотивации и качественной кадровой работой. Помимо набора персонала, менеджеры организуют его обучение, повышение квалификации и охрану труда. [3]. Сотрудники ожидают от менеджеров большего, чем просто их доброты и внимания; они хотят, чтобы менеджеры вносили свой вклад в их профессиональное развитие и настраивали их на успех, мотивируя и продвигая. [9] Руководители немецких компаний в первую очередь стремятся создать высочайшую культуру производства, и для этого они сочетают интересы компании с интересами сотрудников. [4]
- Двухуровневая система управления;
Система управления состоит из двух компонентов: Наблюдательного совета, который состоит только из неисполнительных директоров, и Правления, в состав которого входят только исполнительные директора. В этой модели четко разграничены функции управления деятельностью компании, которые осуществляет Совет, и контроль за работой менеджмента осуществляется Наблюдательным советом. [2]
- Социальная ответственность перед сотрудниками и обществом;
Большинство немецких компаний ввели в повседневную практику обсуждение насущных проблем и вопросов, касающихся жизни и работы своих сотрудников.
- Приверженность инновациям;
Очень часто немецкие компании укрепляют свои позиции на рынке, внедряя инновации путем покупки патентов, инвестиций в исследования и разработки, сотрудничества с исследовательскими институтами и т. Д.
- Преданность долгосрочным перспективам компании;
Высокий профессиональный уровень и техническая подготовленность менеджеров;
Большинство немецких менеджеров даже на высшем уровне досконально знают, как выполняется работа, даже в самых узких отделах компании [5]. По их мнению, отлаженный технический процесс и высокое качество продукции имеют гораздо большее значение для достижения эффективности, чем любые другие факторы.
- Стремление к компромиссу при обсуждении вопросов, но в то же время прямое выражение несогласия.
Но вам необходимо убедиться в реальном повседневном применении вышеуказанных функций управления в современных немецких компаниях, изучив некоторые из них.
Теоретические истоки немецкой модели менеджмента восходят к началу прошлого века. Его основателем следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркс Вебер (1864-1920). М. Вебер был прежде всего социологом; ряд его исследований были непосредственно связаны с экономикой, менеджментом и бизнесом.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Издательство "Питер", 2006.
Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. - М.: Издательство "Финпресс", 2015.
Западноевропейские модели социально-экономического развития.- М., 2019
Зарицкий В.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. – М., 2018
Ильченко О.А. Личностно-ориентированное обучение в распределенных образовательных системах / О.А. Ильченко. - М.: Синергия, 2018. - 597 c.
Мамедов, А.О. Международный финансовый менеджмент в условиях глобального финансового рынка / А.О. Мамедов. - М.: Магистр, 2019. - 288 c.
Математическое развитие. Развернутое перспективное планирование. Образовательная система "Детский сад 2100". Младший, средний, старший дошкольный возраст. - М.: Учитель, 2014. - 798 c.
Менеджмент и рынок: германская модель. – М., 2018
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента Пер. с англ. - М.: "Дело", 2017.
Налоговая система Германии. Декларация налогоплательщика / ред. Э. Шахиджанян. - М.: Jourist Verlag, ETS, Polyglossum, 2015. - 208 c.
О.М. Карпенко Высшее образование в странах мира / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. - М.: Современный гуманитарный университет, 2012. - 244 c.
Пивоваров С.Э., Максимцев И.Л. Сравнительный менеджмент/ Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2018. -- 480 с.: ил.
Пивоваров С.Э., Сравнительный менеджмент. - Питер, 2016
Погорелецкий А.И. Экономика зарубежных стран. – СПб., 2019
Риккерт Границы естественно-научного образования понятий / Риккерт, Генрих. - М.: Наука, 2016. - 532 c.
Сейфуллаева, М.Э. Международный менеджмент: Учебное пособие / М.Э. Сейфуллаева. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
Сейфуллаева, М.Э. Международный менеджмент: Учебное пособие / М.Э. Сейфуллаева. - М.: КноРус, 2012. - 232 c.
Сергеев, А.П. Международный менеджмент (для бакалавров) / А.П. Сергеев. - М.: КноРус, 2013. - 440 c.
Тепман, Л.Н. Международный финансовый менеджмент: Учебное пособие / Л.Н. Тепман, Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити, 2016. - 367 c.
Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление образованием по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2018. - 304 c.
Улрике Герман Финстерлин / ред. Гаус, Улрике. - М.: Государственная галерея Штутгарт (ФРГ), 2015. - 120 c.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина, М., ИНФРА-М, 2018.
Черкасова, Т.Н. Международный финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.Н. Черкасова. - М.: Проспект, 2016. - 80 c.
Шимко, П.Д. Международный финансовый менеджмент. / П.Д. Шимко. - М.: Высшая школа, 2007. - 431 c.
Шимко, П.Д. Международный финансовый менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 493 c.
Шлыкова Ольга Владимировна Культура Мультимедиа: Потери И Приобретения Образовательной Системы / Шлыкова Ольга Владимировна. - Москва: ИЛ, 2013. - 210 c.