Введение
1. Международное сотрудничество в сфере защиты культурного наследия: понятие, виды, формы
1.1. Понятие и виды международного сотрудничества в сфере культурного наследия
1.2. Конвенционный и институциональный аспекты международного сотрудничества в сфере культурного наследия
2. Судебная практика и проблемы правового регулирования международного сотрудничества в деле защиты культурного наследия
2.1. Анализ судебной практики
2.2. Судебное урегулирование международных споров
3. Особенности изучения основ международного сотрудничества в деле защиты культурного наследия в рамках изучения правовых дисциплин
3.1. Теоретические основы современного урока права
3.2. Урок по праву для 11-го класса на тему «Международное сотрудничество по защите культурного наследия»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А
Приложение Б
Культура в широком смысле слова – это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Каждый из указанных компонентов содержания культуры является сферой приложения целенаправленных управленческих усилий органов власти и регулирования со стороны как национального, так и международного сообщества.
В современном мире многие уникальные по своей природе произведения искусства все чаще перемещаются из одной страны в другую. Шедевры человеческого гения, хранящиеся в музеях одних стран, демонстрируются в других. Развивается международная торговля антиквариатом. Однако одновременно с этим продолжаются массовые хищения произведений искусства и их нелегальный вывоз с целью продажи. Подобный бизнес наряду с нелегальной торговлей наркотиками, оружием и людьми можно отнести к теневой экономике современного мира.
Несмотря на то, что в школе изучают особенности национальной и мировой культуры, вопросам защиты культурного наследия не уделяется внимания.
Степень разработанности проблемы. Исследования, связанные с изучением проблем охраны культурного наследия на юридической основе в аспектах различных отраслей права появляются в отечественной науке лишь к началу 90-х годов XX в. В историко-правовом аспекте эту проблему изучают: Ю.Г. Галай, А.А. Козлова, A.M. Шадже; в уголовно-правовом – А.В. Гайдашов, В.М. Первушин, С.А. Приданов и др.; в международно-правовом – М.М. Богуславский; в гражданско-правовом – В.Г. Ростопчин, А.П. Сергеев, А.И. Чудинов и др.; в административно-правовом – А.Ш. Аратюнян, Н.Д. Бобоедов.
Научные публикации, связанные с анализом международного сотрудничества в сфере охраны культурного наследия и правового регулирования отношений субъектов и объектов в указанной сфере деятельности, появились только в начале XXI в. Среди их авторов: М.А. Александрова, Э.П. Андрюхина, В.В. Карякин, Д.В. Мазеин, Т.Е. Мельник, А.Н. Панфилов, К.Е. Рыбак, Э.Ю. Чуковская и др. Однако комплексный анализ международного сотрудничества в сфере защиты культурного наследия и анализ систематизации его элементов широкого признания в научных исследованиях пока не получили.
Вопросы правового обучения в школе рассматривались в работах А.И. Кирсанова, Е.М. Кропаневой, А.М. Муртазалиева, Е.А. Певцовой, А.И. Петрошенко, С.А. Хасановой и др.
Объектом исследования является складывающаяся и частично сложившаяся система международно-правовых отношений в сфере охраны культурного наследия.
Предметом исследования является модель международно-правового сотрудничества в сфере защиты культурного наследия.
Цель исследования состоит в теоретическом анализе проблемы международно-правового обеспечения сотрудничества в сфере охраны культурного наследия, выработке предложений по изучению данного направления в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Изучить понятие и виды международного сотрудничества в сфере культурного наследия.
2. Исследовать конвенционную и институциональную основы международного сотрудничества в сфере культурного наследия.
3. Проанализировать судебную практику и проблемы правового регулирования международного сотрудничества в деле защиты культурного наследия.
4. Описать основы современного урока права и разработать урок по праву для 11-го класса на тему «Международное сотрудничество по защите культурного наследия».
Методологической основой исследования послужили как общенаучный диалектический метод, так и основанные на нем частно-научные методы исследования: историко-правовой; сравнительно-правовой; юридико-догматический; логический методы в сочетании с системным анализом исследуемых явлений, метод анализа нормативной базы и обобщения практики ее применения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке урока по праву для 11-го класса на тему «Международное сотрудничество по защите культурного наследия».
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе «Международное сотрудничество в сфере защиты культурного наследия» на основе анализа теоретических источников и нормативно-правовых источников рассмотрено понятие, виды и формы международного сотрудничества, раскрыта конвенционная основа международного сотрудничества в сфере культурного наследия. Во второй главе «Судебная практика и проблемы правового регулирования международного сотрудничества в деле защиты культурного наследия» проанализированы особенности судебной практики и выявлены особенности судебного урегулирования международных споров по защите культурных ценностей. В третьей главе «Особенности изучения основ международного сотрудничества в деле защиты культурного наследия в рамках изучения правовых дисциплин» рассмотрены основы современного урока права и представлена разработка урока по праву для учащихся 11-го класса. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФОРМЫ
1.1. Понятие и виды международного сотрудничества в сфере культурного наследия
Термин «культура» происходит от латинского слова «cultura», означающего «возделывание, обрабатывание». В последующем у Цицерона («Туксуланские беседы») говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Таким образом, Цицерон был первым, кто употребил это слово в значении обработки и совершенствования души.
Культуру можно понимать в нескольких значениях, среди которых, например, такие: совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
В Декларации Всемирной конференции по политике в области культуры, проходившей в Мехико, культура определяется как «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу» . В. Виндельбанд понимает под культурой «не что иное, как совокупность всего того, что человеческое сознание, в силу присущей ему разумности, вырабатывает изданного ему материала» .
Культуру, среди прочего, можно понимать как улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, включает: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, архитектуру, стиль, работы, постановку воспитания, экономики, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, науку, технику, искусство, религию, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень, состояние культуры понимаются и исходя из истории культуры.