Введение
Глава 1 Теоретические основы определения налогового потенциала
11 Сущность налоговой культуры населения
12 Сущность налогового потенциала региона
Глава 2 Особенности влияния налоговой культуры на формирование налогового потенциала Московской области
21 Анализ налогового потенциала региона
22 Процесс влияния налоговой культуры населения на налоговый потенциал Московской области
23 Совершенствование системы требований к комплексной оценке налогового потенциала региона
Заключение
Список источников и литературы
Для органов власти субъектов РФ одним из важнейших направлений деятельности на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления региональными финансами, которое может быть достигнуто путём дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала.
Налоговая культура, являющаяся частью общей правовой культуры населения, несет большое значение для формирования сильного гражданского общества. Но, в силу определенных исторических причин, у российского общества сформировалась негативная модель отношения к процессу уплаты налогов, необходимых для функционирования бюджета. Повышение уровня налоговой культуры населения позволит преодолеть ряд проблем, связанных с осуществлением деятельности государства.
Актуальность данной проблемы обуславливается неопровержимым влиянием налоговой грамотности граждан на общее состояние и развитие не только налоговой системы, но и экономики государства в целом. От налоговой культуры и грамотности населения зависит уровень собираемости налоговых поступлений, а также уровень эффективности работы налоговых органов.
Объект исследования - налоговый потенциал региона (Московской области): факторы формирования, методы измерения, рационализация использования.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.
Цель исследования – проанализировать влияние налоговой культуры населения на формирование налогового потенциала региона (на примере Московской области).
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность налоговой культуры населения,
- рассмотреть сущность налогового потенциала региона,
- провести анализ налогового потенциала региона,
- оценить процесс влияния налоговой культуры населения на налоговый потенциал Московской области.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, межбюджетных и финансово-экономических отношений. Информационная база: законодательные акты, учебно-методическая литература, научные статьи и публикации, посвящённые данной проблеме.
В процессе написания курсовой работы были применены следующие методы – наблюдение, сопоставление, анализ, изучение литературы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы определения налогового потенциала
1.1 Сущность налоговой культуры населения
Ни одно государство в мире не может существовать без налогов, которые являются основным источником пополнения государственной казны. Обязанность по уплате налогов возлагается как на физических, так и на юридических лиц. Только благодаря коллективным усилиям граждан осуществляется наполняемость бюджета, средства которого направляются на оборону страны, реализацию национальных проектов, выплату заработной платы бюджетникам, содержание чиновников и другие цели. В настоящее время Россия находится в сложных социально-экономических и геополитических условиях, в которых продолжает расти неравенство в доходах населения, его расслоение по стоимости имущества и уровню богатства.
Многие граждане, лишаясь значительной части заработанных средств, не понимают цели взимания налогов. В жизни они видят тех, кто не платит обязательные налоговые взносы и при этом живет лучше и богаче их. Например, российские блогеры, которые, по версии Forbes, являются самыми богатыми россиянами и одновременно не признаются добросовестными налогоплательщиками, о чем свидетельствуют внеплановые проверки их деятельности, участившиеся в последнее время со стороны ФНС России. Для многих простых граждан они становятся кумирами, вызывают положительную реакцию. В связи с этим назрела необходимость задуматься над тем, что есть налоговая культура, обладает ли ею современное общество.
Налоговая культура является неотъемлемой частью экономической жизни любого государства, включающей в себя совокупность знаний, умений и поведенческих навыков налогоплательщиков. Она формируется через множество факторов и является основой для эффективного функционирования налоговой системы. Для определения понятия «налоговая культура» нужно сначала идентифицировать, что собой представляет дефиниция «культура».
В теории выделяют:
– антропологическую культуру (способ человеческой жизнедеятельности по модификации природы, общества и самого человека, отражаемый в продуктах материального и духовного творчества);
– аксиологическую культуру (совокупность произведений деятельности человека, ценность которых признается обществом внутри определенных социальных систем, служащая духовным базисом и признаком данной социальной организации);
– информационно-семиотическую культуру (информация, социальна значимая, передаваемая из поколения в поколение в виде ценностей, норм и символов).
В исследованиях современников «налоговая культура» как определенное явление исследуется достаточно часто. Рассмотрим суждения некоторых из них. Экономисты Г. Я. Чухнина и Е. Д. Леонова заключают, что «налоговая культура – это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников регулируемых законодательством и государством отношений о налогах и сборах и отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов» [1].
Е. М. Скоблова под налоговой культурой понимает систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В качестве налогоплательщиков выступают рядовые граждане, индивидуальные предприниматели, собственники малого, среднего и крупного бизнеса. У каждого налогоплательщика своя, отличная от других, налоговая культура. К тому же у налоговых органов существует свой свод ценностей, норм и правил [3].