ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Стратегическое планирование и стратегии развития: понятие,
1.2. Влияние внешних факторов на формирование стратегии развития организации
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ стратегии развития организации и пути ее совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время роль стратегии развития для предприятия трудно переоценить. В условиях конкурентного рынка значение правильного выбора стратегии развития организации увеличивает в геометрической прогрессии. Каждой организации требуется эффективное и своевременное распределение и использование наличествующих ресурсов, т.к. от этого в непосредственной зависимости находятся последующее существование и развитие.
Безошибочное определение задач и целей организации, правильно проведенный анализ внешней и внутренней среды – все это дает возможность однозначным образом улучить работу организации на рынке. С учетом текущей геополитической ситуации, а также только недавно закончившейся пандемией короновируса Covid-19 важность выбора стратегии развития организации и отсутствие промедления ее реализации становятся еще более важными. Так или иначе выбор стратегии развития организации подразумевает определение и реализацию ключевых целей, позволяющих организации получать устойчивый уровень прибыли на вложенный капитал. В любом случае процесс выбора стратегии реализации развития организации представляет собой сложный процесс, осуществлять который необходимо только после соответствующего многоаспектного анализа рынка, а также имеющихся преимуществ и недостатков организации. Все вышесказанное определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является анализ процесса выбора стратегии развития организации в условиях рынка на примере ООО «Стройинвест».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач, а именно:
- рассмотреть процессы стратегического планирования и стратегии развития: понятие, этапы и их характеристику;
- изучить влияние внешних факторов на формирование стратегии развития организации;
- охарактеризовать ООО «Стройинвест»;
- проанализировать стратегию развития организации и предложить пути ее совершенствования.
Объект исследования – ООО «Стройинвест».
Предмет исследования – актуальные методики выбора стратегии развития организации в условиях рынка.
Методы исследования: классификация, обобщение, анализ литературных источников по теме исследования, PEST-анализ.
Информационной базой курсовой работы явились Гражданский Кодекс Российской Федерации, соответствующие Федеральные законы, а также документы финансовой отчетности ООО «Стройинвест».
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что в процессе исследования были предложены пути совершенствования стратегии развития конкретной организации – ООО «Стройинвест», которые можно взять за основу и другим организациям – участникам конкурентного рынка. Выводы и предложения, сформулированные в работе, а также полученный в ходе написания курсовой работы опыт позволяют внести вклад в теоретическую разработку проблемы, совершенствования стратегии развития предприятия. Разработанные автором рекомендации могут быть использованы на практике, полезны для дальнейших научных исследований в данной области.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Стратегическое планирование и стратегии развития: понятие, этапы и их характеристика
Прежде всего необходимо дать определение непосредственно стратегии. Стратегия представляет собой способ использования средств и ресурсов, ориентированный на реализацию целей операции. Подобная категория действия в любом случае зависит от принятых показателей управляемых переменных. Для выбора подобных показателей необходимо знать условия «внешней среды», т.е. экзогенных переменных. В процессах, имеющих многоступенчатый характер, способ может варьироваться, тогда стратегию определяют правила принятия последующих решений с учетом получаемой на каждой стадии информации о течении процесса и средовых изменениях. Следовательно, задача исследования операций заключается в определении наиболее оптимальной альтернативы из имеющихся с учетом установленного критерия [15].
Таким образом, стратегия представляет собой деятельность, ориентированную на получение планируемого результата с принятием во внимание перспективы долговременного развития. Стратегия, прежде всего, является генеральной комплексной программой действий организации.
Стратегии развития можно классифицировать следующим образом:
- по способу описания тенденций изменения объекта;
- по способу формирования параметров, определяющих объект [13].
Применительно к рынку стратегия представляет собой действия организации по применению наличествующих ресурсов и достижению запланированных результатов, оказывающих непосредственное воздействие на позицию организации в условиях рынка.
Само по себе развитие представляет собой необратимый переход объекта в новое качественное состояние. Выделяются следующие аспекты развития организации:
- экономическое развитие;
- технологическое развитие;
- корпоративное развитие;
- управленческое развитие.
Экономическое развитие в данном случае имеет приоритет. Стабильное экономическое развитие представляет собой процесс непрерывных изменений, осуществляющихся в работе организации, предполагающий рост экономических показателей, и, как следствие, эффективности деятельности организации.
Следовательно, стратегию развития организации необходимо планировать, для:
- грамотного определения условий ведения бизнеса;
- объединения действий и решений менеджеров и остальных сотрудников;
- придания общей направленности всем бизнес-процессам в организации;
- формирования общего плана действий.
В таблице 1 отражены ключевые характеристики типовых стратегий роста.
Таблица 1
Характеристика типовых стратегий роста
Название
|
Целевое назначение
|
Условия применения
|
Стратегии концентрированного роста
|
Захват рынка
|
Увеличение доли
организации на традиционном рынке
|
- Текущий рынок не насыщен продуктом компании.
- Существует потенциальная возможность увеличения объема потребления у традиционных клиентов
- При использовании метода увеличения масштабов производства - увеличивается вес стратегических преимуществ.
|
Развитие рынка
|
Запуск продукции компании на новых
стратегически значимых рынках
|
- Появление новых каналов сбыта
- Положительный вектор развития организации
- Наличие новых ненасыщенных рынков сбыта
|
Развитие продукта
|
Увеличение объемов реализации товара за счет улучшения качественных характеристик
продукта
|
- На действующем рынке большое влияние технологических изменений
- Конкуренты предлагают продукты лучшего качества по оптимальной цене
- Применение научных исследований и проектной деятельности организации
|
Продолжение таблицы 1
|
Название
|
Целевое назначение
|
Условия применения
|
Стратегии интегрированного роста
|
Прямая интеграция
|
Контроль дистрибьютерской сети или увеличение доли собственности
|
- Ограниченность посредников в формировании стратегических преимуществ организации для участия в конкурентной борьбе.
- Отрасль, в которой действует организация находится в стадии активного роста и расширения рынка сбыта.
- Стабильное производство.
|
Обратная интеграция
|
Наличие цели в получении контроля над поставщиками сырья
|
- Слабое влияние поставщиков.
- Отрасль, в которой действует организация находится в стадии активного роста и расширения рынка сбыта
- Необходимость налаженных связей с поставщиками сырья и материалов
|
Горизонтальная
|
Наличие цели в получении контроля
|
- Компания является монополистом в конкретном регионе.
|
|
интеграция
|
над конкурентами
|
- Основное стратегическое преимущество- увеличение
|
|
|
|
масштабов производства.
|
|
|
|
- Недостаток опыта и ресурсов у конкурентов
|
|
|
|
организации
|
|
Стратегии диверсифицированного роста
|
|
Концентрическая диверсификация
|
Организация новых производств в рамках профиля организации
|
- Предложение новых профильных продуктов по высоким конкурентным ценам.
- Традиционные товары утратили свою эффективность и находятся в стадии умирания.
- Сильная управленческая команда в организации
|
|
Конгломератная диверсификация
|
Организация производства новых продуктов, не в рамках профиля
организации
|
- На традиционном рынке есть тренд к снижению объемов продаж и прибыли.
- Насыщенность рынка сбыта продукции
|
|
Горизонтальная диверсификация
|
Организация производства новых непрофильных продуктов, но для традиционных
потребителей
|
- Добавление в портфель компании новых непрофильных продуктов.
- Отрасль имеет высокую конкуренцию или отрасль имеет низкий уровень развития.
- Классические каналы продвижения используются для новых продуктов
|
|
Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования / Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2019. 264 с.
Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация / Н. Н. Андреева // Маркетинговые коммуникации. -2018. -№ 4.
-С. 236 -247.
Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии. СМАЛЬТА. 2018. № 6. С. 18-20.
Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/Т. А.Беркутова. -Ростов н/Д: Феникс, 2019. -254 с.
Галлямова Л. М. Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия / Л. М. Галлямова // Молодой ученый. — 2019. —
№9. — С. 563-567.
Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации//Перспективы развития науки и образования. - Тамбов: Бизнес- Наука-Общество, 2019. -С. 42-43.
Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем//Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. -Тамбов: Юком, 2018. - С. 42-43.
Дубровин И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 312
Ефимова С.А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «Альфа- Пресс», 2020. С. 122.
Жариков А.В., Горячев Р.А. Прогнозирование спроса и объема продаж: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 39 с.
Задоя А.А. Совокупный спрос как фактор и результат экономического роста / Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2019. № 1.
Игрунова О.М. Исследование подходов к определению понятия
«Спрос» / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2018. № 1.
Каплун В.В. Воздействие государства на совокупный спрос в условиях экономических санкций / Российское предпринимательство. 2019. № 23 (269).
Литвинова О. В. статья «Идентификация и оценка факторов, влияющих на развитие розничного рынка» // Управление экономическими системами. 2019. — № 2.
Кобзева Т. Я., Сучков В. А. Российский менеджмент в борьбе с импорт зависимостью на современном этапе // Сборник докладов межвузовской студенческой научно-практической конференции. РЭУ им Г. В. Плеханова. Апрель 2019г.
Кобзева Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка [Текст] / Т. Я. Кобзева, М. Д. Ястин // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 397-402.
Кулинич И. Ф. Семь факторов успеха акций по стимулированию сбыта/И. Ф. Кулинич // Индустриальный и B-2-B маркетинг. -2018. -№ 2. -С. 114 -119.
Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл; [предисл. Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера.] – М.: Эксмо, 2019. – 832 с.
Синицына А. С. Основные вопросы применения логистики [Текст] / А. С. Синицына, Н. М. Лихачева // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II.
— М.: РИОР, 2018. — С. 237-240.
Сысолятин А.В. Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 4 (34). С. 85-87.