ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1. Сущность и характеристика процесса формирования представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста
1.2. Особенности формирования представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста
1.3 Формирования представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры
1.4 Диагностика уровня сформированности представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе раскрываются теоретические основы формирования у дошкольников представлений о домашних животных, анализируются современные программы ДОУ на предмет содержания в процессе обучения и воспитания знаний о домашних животных и рассматриваются примеры формирования положительного и отрицательного отношения к домашним жиивотным из материалов занятий в ДОУ.
Исследование проводилось в средней группе с 12 детьми по заранее составленным вопросам с учётом психолого-педагогических особенностей детей и сведений о животных, которыми владеют дети данного возраста. Для определения выявления отношения к животным использовалась анкета, включающая 5 вопросов, ответы детей записывались в бланки и затем анализировались.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного и эстетического взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения. Взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом для юного человека, который реализуется в следующих функциях – психофизиологической, психотерапевтической, реабилитационной, эстетической, познавательной, функции удовлетворения потребности в компетентности, функции самореализации, функции общения.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Развивать представления о природе необходимо с дошкольного возраста, при этом дети должны знакомиться с объектами природы ближайшего окружения, знать взаимосвязи, которые существуют между ними. Современные психологи (С.Д. Дерябо [9], Л.М. Макарова [16], В.А. Скребец [26] и др.) отмечают, что дошкольный возраст – важный период для общего развития личности ребенка и формирования у него экологических представлений и сознания. Животные – наиболее интересный и ценный объект для познания детьми раннего возраста, так как они динамичны, интересны. Программы для детского сада содержат разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений, животных, деятельности человека в природе. Программы нацеливают воспитателей на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы.
Так как игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, именно в этом виде деятельности наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей. Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях природоведческого цикла в группах среднего дошкольного возраста помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Формирование представлений у детей осуществляется в большей степени посредством наблюдений, что становится проблематичным для тех детей, в семьях которых не содержат домашних животных. Поэтому использование дидактических игр становится наиболее доступным и приемлемым средством обучения при формировании у детей среднего дошкольного возраста представлений о домашних животных. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности формирования представлений о домашних животных у детей дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать сущность процесса формирования представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста.
2. Описать особенности формирования представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста.
3. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей применения дидактических игр для формирования представлений о домашних животных.
4. Диагностировать уровень сформированности представлений о домашних животных у детей средней группы.
Объектом исследования процесс формирования представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей средней группы.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования;
- экспериментальные: беседа с воспитателем, исследование детей (беседа, выполнение детьми дидактических заданий).
Теоретическое значение курсовой работы заключается в том, что она раскрывает теоретические аспекты формирования представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста.
База проведения эксперимента: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Берёзка» города Джанкой Республики Крым.
Структура курсовой работы: введение, теоретическая часть, экспериментальная часть, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОЕРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1. Сущность и характеристика процесса формирования представлений о домашних животных у детей среднего дошкольного возраста
Сделав экскурс в историю науки, мы убеждаемся, что идея воспитания маленьких детей в тесном контакте с природой проходит красной нитью в трудах великих педагогов прошлого. В истории педагогики были представлены так называемые школы «натуралистического воспитания», где педагогический процесс строится с учетом принципа природосообразности, а сама природа рассматривалась как источник вдохновения, познания и творчества, без которого невозможно гармоничное развитие личности.
В советский период развития дошкольной педагогики роль и место природы в воспитании и обучении детей младшего возраста понималась и оценивалась довольно высоко. Выступая в 1919 году на I Съезде по дошкольной педагогике, Е.И. Тихеева выдвинула лозунг «Приближать детей к природе, а если это невозможно – приближать природу к детям». С этого времени в дошкольные учреждения активно стали вноситься новые элементы развивающей среды – «живые уголки». В.А. Сухомлинский в своей педагогической системе как одну из важнейших задач определял воспитание у людей умения жить в гармонии с природой, разумно управлять ею, любить и понимать ее [12].
В современной учебной литературе можно встретить множество определений понятия «экологическое образование». Во избежание разночтений целесообразно ориентироваться на приведённое в Законе об образовании в Российской Федерации определение образования как единого процесса воспитания и обучения. В этом случае экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение. Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических знаний и соответствующих умений, под экологическим воспитанием – формирование и развитие экологических эмоционально – ценностных отношений. Под экологией понимается наука, исследующая взаимоотношения живых организмов (включая человека) и их сообществ с окружающей средой. Таким образом, будем считать, что экологическое образование – это процесс обучения и воспитания дошкольника в области его взаимоотношений с окружающей природной средой.
Целью экологического образования является формирование экологической личности, характеризующейся психологической включенностью в мир природы, субъектным характером восприятия природных объектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности, складывающегося из трех составляющих, а именно [10]:
- формирование системы адекватных экологических представлений, благодаря которой личность знает, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступить с точки зрении экологической целесообразности;
- формирование системы отношений к природе, которая определяет характер целей взаимодействия личности с природой, ее мотивы, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, т.е стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности;
- формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой. Личность должна уметь поступать экологические целесообразно. Одного понимания и стремления будет недостаточно, если личность не сможет их реализовать в системе своих действий.
И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды) [12].
1. Абдулхаликова И.В., Артюшина И.А. Лестница доверия: шесть шагов к успеху // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 5. – С. 114-115.
2. Бирючинская Т.А., Бирючинский Д.С. Воспитание гуманизма через нравственное отношение к животным/ сб.: Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.К. Гребенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной. Рязань, 2013. – С. 101-104.
3. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 38-46.
4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 36-42.
5. Васильева К.В., Гусев Д.А. Изобразительная деятельность как средство социально-психологического самовыражения дошкольников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-5. – С. 788-791.
6. Вересов, Н.Н. Мы – земляне: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н.Вересов //Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12.
7. Вешневицкая О.В., Браун К.В. Воспитание гуманного отношения к миру у дошкольников через общение с животными/ сб.: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы материалы III Международной научно–практической конференции. Чебоксары, 2015. – С. 159-161.
8. Ворожейкина И.А. Ребенок и животные [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.i‐shag.ru/.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич. – СПб: Акцидент, 2014. – 224 с.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – М., 1996. – 220 с.
11. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – с. 110-114.
12. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. – М.: Перемена, 1996.
13. Зыкова О.А. Нужен ли специалист-эколог в детском саду? / О.А. Зыкова // Современное дошкольное образование. – 2010. – №2. – С. 22-25.
14. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 1-12.
15. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М., 2014.
16. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика. – М., – 123 с.
17. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пос. для учителя. – М. : Баласс, 2012. – 230 с.
18. Мы: Программа экологического образования детей / сост. Н.Н.Кондратьева. – СПб: Детство – пресс, 2011. – 240 с.
19. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М., 2012.
20. Николаева СН. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. – М.: Просвещение, 2012.
21. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 256 с.
22. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – С.120.
23. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студ. пед. Училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование» / Смирнова Е.О. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 119 с.
24. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 26-34.
25. Скребец В.А. Экологическая психология. – М., 2010. – 144 с.
26. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
27. Соломенникова О.А. Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации Программы воспитания и обучения в детском саду / О.А. Соломенникова // Современное дошкольное образование. – 2010. – № 2. – С. 8-12.
28. Сорочук Т.А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. – URL: http://nsportal. ru/sites/default/files/2013/04/06/.
29. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf.
30. Филиппова Л.В. Проектные технологии в преподавании филологических дисциплин // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8-2 (36). – С.44-47.
31. Экологическое воспитание в детском саду / О.А. Соломенникова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 104.