Курсовая работа|Экология

Дидактические игры как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о птицах

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 22

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические основы развития экологических представлений детей 5-6 лет посредством дидактической игры

1.1 Понятия «экологические представления» и «дидактические игры» в научной литературе

1.2. Сущность, содержание представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Дидактические игры, как средство формирования представлений детей старшей группы о птицах родного края

2.1 Методы формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Дидактическая игра как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы, в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира, в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания.

В основе общения дошкольника с миром птиц лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о птицах). Отношение ребенка к миру птиц возникает, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это может быть связано с незнанием ребенка правил взаимодействия, общения с объектами природы. Поэтому необходимо формировать у детей дошкольного возраста представления о птицах и формы отношений к ним. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с птицами, имеющимися на территории родного края.

Разнообразие форм живой природы, существующее повсюду, составляет непосредственное окружение детей с самого рождения. Оно влияет на его чувства, разум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, взаимодействие со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют большое значение для детей в первые семь лет их жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о мире птиц. Исследованиями, практикой и опытным путем дошкольного воспитания установлено, что к семи годам своей жизни дошкольники накапливают много различных, но неглубоких и поверхностных знаний о мире птицах. Также они обладают очень маленькими сведениями об особенностях их жизни, о местах обитания, питании, образе жизни в разные времена года.

Формирование представлений у старших дошкольников о птицах родного края - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе родного края, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру. Дошкольник способен адекватно оценивать свое отношение и отношение людей к окружающей среде.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования экологической культуры у детей с раннего возраста, что в дальнейшем будет способствовать сохранению природы и гармоничному сосуществованию человека и окружающей среды.

Многие известные отечественные и зарубежные педагоги и философы обращали внимание на необходимость открыть ребенку мир природы как можно раньше (К.Н. Вентцель, А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Проблемой формирования экологических представлений у дошкольников занимаются такие ученые, как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, М.Д. Маханева, Л.И. Егоренко, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.

Формирование начальной системы знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста рассматривали, такие ученые как Л.И. Пономорева, И.А. Хайдурова.

В исследованиях Е. И. Золотовой, С.Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой рассматривается проблема формирования представлений о животном мире.

Цель: обосновать необходимость использование метода проектов в формировании представлений детей старшей группы о птицах родного края.

Объект: процесс формирования представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: педагогические условия формирования представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. изучить понятия «экологические представления» и «дидактические игры» в научной литературе;

2. выявить сущность, содержание представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста;

3.рассмотреть методы формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста;

4. изучить дидактическую игру как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

Глава 1 Теоретические основы развития экологических представлений детей 5-6 лет посредством дидактической игры

1.1 Понятия «экологические представления» и «дидактические игры» в научной литературе

Проблема взаимоотношений человека с природой имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому, как считает С. Н. Николаева, очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей [13]. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления являются основой для последующего экологического мировоззрения.

Представления - это обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств [14, с. 21].

Экологическое образование – это процесс формирования научного мировоззрения. Научное мировоззрение является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами взаимодействия с окружающей средой [26, с. 157].

Экологическое воспитание дошкольников – это есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития [26, с. 164].

Экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом [24, с. 58]. Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [6, с. 26]. Педагоги отмечают, что формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [8, с. 73].

Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей понимают мыслительную способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.

В дошкольном возрасте экологические представления о природе развиваются от непосредственного знакомства с окружающим миром.

Рассмотрение экологических представлений в широком смысле означает обретение знаний о ценности природы и её единстве с человеком, о развитии положительных эмоций и чувств по отношению к природе, также о восприятия природы как ценности, созданий устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания.

Игра является необходимой составляющей здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игровой деятельности состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям дошкольного возраста возможность научиться справляться с трудностями и погрузиться в исследование самого себя.

Игра – это специфический язык самовыражения, способ ребенка справиться со своими страхами. Развитие когнитивной сферы дошкольника считается чрезвычайно важным аспектом игры. Именно игра позволяет ребенку без лишней нагрузки познать множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием изучает новый материал. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), память, мышление, представление и т.д.

Дидактическая игра - это активная и интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Характеризуя ее, А. П. Усова подчеркнула, что эта игра позволяет повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, внести занимательность [19]. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность.

Основной источник, питающий дидактическую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью дидактической игры является наличие в ней разнообразных игровых ситуаций, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к познавательной деятельности, к познанию ими окружающего мира. Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Для развития у дошкольников экологических представлений посредством использования дидактических игр педагоги предлагают следующие пути:

  • развивать системы  элементарных  научных  экологических  знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
  • воспитывать гуманное,  эмоционально-положительное,  бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
  • освоить элементарные нормы поведения по отношению к природе, формировать навык рационального природопользования в повседневной жизни [18, с. 101].

Через определенные игровые действия, содержание в ходе игры можно развивать экологические представления дошкольников. В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют осознанию и принятию новых знаний и представлений о природном мире, через взаимодействие детей друг с другом и передачу накопленного опыта.

 

 

Бобылева, Л. И. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.И. Бобылева, О.В. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 36-42.

Виноградова Н. Учимся? Играем: [О дидактических играх дошкольников] [Текст] / Н. Виноградова // Семья и школа - 2002. - № 1/2. - С. 14 – 15.

Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.

Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М.: Просвещение, 2009. - 305 с.

Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника [Текст] / А.В. Калиниченко, Н.В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. – 127 с.

Кирикэ Г.В. Воспитание экологически направленной личности старшего дошкольника // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - 2002. - № 8. - С. 90-92.

Кирикэ, Г.В. Экологическое воспитание детей 5-6-го года жизни [Текст] / Г.В. Кирикэ // Гуманитарные науки. -2013. -№ 7.– С. 16-19.

Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н.В. Коломина, В.К. Котырло. – М.: Творческий центр, 2014. – 513 с.

Комов, С. В. Экологическое образование и воспитание [Текст] / С.В. Комов. – М.: Педагогика, 2007. – 255 с.

Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Кондратьева. – М.: Педагогика, 2005. – 225 с.

Маневцева Л.М., Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. - СПб, 1998. – 130 с.

Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию [Текст] / Л.П. Молодова. - Минск, 2004. – 432с.

Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12.– С. 5 – 7.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / С.Н. Николаева. – М.: «Академия», 2002. – 336 с.

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева, В.Г. Нечаева. – М.: Педагогика, 2011. – 272 с.

Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Педагогика, 2006. – 326 с.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. – М.,1982. – 88 с.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] /Е. И. Удальцова. - Минск, 1976. – 167 с.

Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. А.М. Федотовой, Л.В. Фурсовой. - Пермь, 2012. – 328 с.

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экология
2019 год 25 стр.
Курсовая Озеро Байкал
Telesammit
Курсовая работа Экология
2016 год 50 стр.
Курсовая Экологический менеджмент

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское