Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы, в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира, в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания.
В основе общения дошкольника с миром птиц лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о птицах). Отношение ребенка к миру птиц возникает, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Это может быть связано с незнанием ребенка правил взаимодействия, общения с объектами природы. Поэтому необходимо формировать у детей дошкольного возраста представления о птицах и формы отношений к ним. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с птицами, имеющимися на территории родного края.
Разнообразие форм живой природы, существующее повсюду, составляет непосредственное окружение детей с самого рождения. Оно влияет на его чувства, разум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, взаимодействие со взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют большое значение для детей в первые семь лет их жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о мире птиц. Исследованиями, практикой и опытным путем дошкольного воспитания установлено, что к семи годам своей жизни дошкольники накапливают много различных, но неглубоких и поверхностных знаний о мире птицах. Также они обладают очень маленькими сведениями об особенностях их жизни, о местах обитания, питании, образе жизни в разные времена года.
Формирование представлений у старших дошкольников о птицах родного края - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе родного края, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру. Дошкольник способен адекватно оценивать свое отношение и отношение людей к окружающей среде.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования экологической культуры у детей с раннего возраста, что в дальнейшем будет способствовать сохранению природы и гармоничному сосуществованию человека и окружающей среды.
Многие известные отечественные и зарубежные педагоги и философы обращали внимание на необходимость открыть ребенку мир природы как можно раньше (К.Н. Вентцель, А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Проблемой формирования экологических представлений у дошкольников занимаются такие ученые, как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, М.Д. Маханева, Л.И. Егоренко, П.Г. Федосеева, Л.В. Шинкарева и др.
Формирование начальной системы знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста рассматривали, такие ученые как Л.И. Пономорева, И.А. Хайдурова.
В исследованиях Е. И. Золотовой, С.Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой рассматривается проблема формирования представлений о животном мире.
Цель: обосновать необходимость использование метода проектов в формировании представлений детей старшей группы о птицах родного края.
Объект: процесс формирования представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия формирования представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить понятия «экологические представления» и «дидактические игры» в научной литературе;
2. выявить сущность, содержание представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста;
3.рассмотреть методы формирования представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста;
4. изучить дидактическую игру как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы развития экологических представлений детей 5-6 лет посредством дидактической игры
1.1 Понятия «экологические представления» и «дидактические игры» в научной литературе
Проблема взаимоотношений человека с природой имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействие человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому, как считает С. Н. Николаева, очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей [13]. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления являются основой для последующего экологического мировоззрения.
Представления - это обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств [14, с. 21].
Экологическое образование – это процесс формирования научного мировоззрения. Научное мировоззрение является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами взаимодействия с окружающей средой [26, с. 157].
Экологическое воспитание дошкольников – это есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития [26, с. 164].
Экологические представления - это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом [24, с. 58]. Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [6, с. 26]. Педагоги отмечают, что формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [8, с. 73].
Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей понимают мыслительную способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.
В дошкольном возрасте экологические представления о природе развиваются от непосредственного знакомства с окружающим миром.
Рассмотрение экологических представлений в широком смысле означает обретение знаний о ценности природы и её единстве с человеком, о развитии положительных эмоций и чувств по отношению к природе, также о восприятия природы как ценности, созданий устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания.
Игра является необходимой составляющей здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игровой деятельности состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям дошкольного возраста возможность научиться справляться с трудностями и погрузиться в исследование самого себя.
Игра – это специфический язык самовыражения, способ ребенка справиться со своими страхами. Развитие когнитивной сферы дошкольника считается чрезвычайно важным аспектом игры. Именно игра позволяет ребенку без лишней нагрузки познать множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием изучает новый материал. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), память, мышление, представление и т.д.
Дидактическая игра - это активная и интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Характеризуя ее, А. П. Усова подчеркнула, что эта игра позволяет повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, внести занимательность [19]. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность.
Основной источник, питающий дидактическую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью дидактической игры является наличие в ней разнообразных игровых ситуаций, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к познавательной деятельности, к познанию ими окружающего мира. Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Для развития у дошкольников экологических представлений посредством использования дидактических игр педагоги предлагают следующие пути:
- развивать системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- освоить элементарные нормы поведения по отношению к природе, формировать навык рационального природопользования в повседневной жизни [18, с. 101].
Через определенные игровые действия, содержание в ходе игры можно развивать экологические представления дошкольников. В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют осознанию и принятию новых знаний и представлений о природном мире, через взаимодействие детей друг с другом и передачу накопленного опыта.
Бобылева, Л. И. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.И. Бобылева, О.В. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С. 36-42.
Виноградова Н. Учимся? Играем: [О дидактических играх дошкольников] [Текст] / Н. Виноградова // Семья и школа - 2002. - № 1/2. - С. 14 – 15.
Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.
Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М.: Просвещение, 2009. - 305 с.
Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника [Текст] / А.В. Калиниченко, Н.В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. – 127 с.
Кирикэ Г.В. Воспитание экологически направленной личности старшего дошкольника // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - 2002. - № 8. - С. 90-92.
Кирикэ, Г.В. Экологическое воспитание детей 5-6-го года жизни [Текст] / Г.В. Кирикэ // Гуманитарные науки. -2013. -№ 7.– С. 16-19.
Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н.В. Коломина, В.К. Котырло. – М.: Творческий центр, 2014. – 513 с.
Комов, С. В. Экологическое образование и воспитание [Текст] / С.В. Комов. – М.: Педагогика, 2007. – 255 с.
Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Кондратьева. – М.: Педагогика, 2005. – 225 с.
Маневцева Л.М., Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. - СПб, 1998. – 130 с.
Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию [Текст] / Л.П. Молодова. - Минск, 2004. – 432с.
Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12.– С. 5 – 7.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / С.Н. Николаева. – М.: «Академия», 2002. – 336 с.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева, В.Г. Нечаева. – М.: Педагогика, 2011. – 272 с.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Педагогика, 2006. – 326 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. – М.,1982. – 88 с.
Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] /Е. И. Удальцова. - Минск, 1976. – 167 с.
Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. А.М. Федотовой, Л.В. Фурсовой. - Пермь, 2012. – 328 с.