Введение
Глава 1. Теоретическая
1.1. Строение голосового аппарата и процесс фонации
1.2. Речевое дыхание и его отличия от физиологического
1.3. Патологии дыхательной системы
Глава 2. Практическая
2.1. Упражнения по развитию речевого дыхания
2.2. Установление жизненной ёмкости лёгких
2.3. Профилактика дыхательных заболеваний
2.4 Общие сведенья лечебной физической культуры и примеры некоторых упражнений при некоторых респираторных патологиях
2.5. Техники дыхания при респираторных заболеваниях: смягчение симптомов,
Заключение
Список литературы
Глоссарий
Человек, который произносит публично свою речь должен уметь правильно дышать. Ведь каждому из нас знакома ситуация, когда он, долго разговаривая или читая вслух большие тексты, ощущает нехватку воздуха. Необходимо «перевести дух». Именно эта особенность устной речи требует от оратора постоянной тренировки. Произнести что-то «на одном дыхании» - это значит так распределить свой дыхательный потенциал, чтобы воздуха в легких хватило на весь монолог. Дыхание во время речи происходит по определенной схеме: после короткого вздоха, напрягаются брюшные и грудные мышцы, а затем происходит длинный выдох.
С одной стороны дыхание - акт рефлекторный, он происходит бессознательно и служит главным средством газообмена организма. В данном аспекте идет речь о физиологическом дыхании. С другой стороны, дыхание - это процесс, которым можно управлять. Он связан с произнесением речи и является произвольным. Такое дыхание можно тренировать и оно называется фонационным.
Молодые люди и дети предпочитают гулять без шарфов и шапок, преподаватели в учебных учреждениях вынужденные много и долго говорить, порой переходя на вынужденный внешними обстоятельствами крик, некоторые вокалисты с завидной регулярностью дают концерты и все указанные представители социума имеют общую особенность - возможность обрести проблемы с фонацией. Причин может быть великое множество. Среди них находятся патологии респираторных систем.
Согласно статистикам, предоставленным Росстатом, количество людей, имеющих болезни органов дыхания, неуклонно растёт с каждым годом. С 2000 по 2005 отмечается сокращение числа болеющих с 46170 до 41915 по всей РФ, но затем начинается активный прирост, который в 2018 году достиг отметки в 52833, что составляет около 50% от всех 114841 болеющих. Количество различных новообразований с 2000 по 2018 годы тоже возросло с отметки 1226 до 1705. Таким образом, проблема нормального процесса дыхания очень широко распространена среди всего населения страны. Но в данной статистике представлены лишь зарегистрированные случаи, а сколько ещё людей среди 146 миллионов могут болеть туберкулёзом или пневмонией и лечиться дома, считая первые симптомы несерьёзными отклонениями от здоровья? А сколько человек предпочитает старую "добрую" народную медицину и слепо верят в то, что антибиотики являются отравой, приносящей больному больше вреда, чем пользы из-за побочных эффектов в виде тошноты, рвоты, повышения температуры и различных аллергических реакций?
Таким образом, целью моей работы является просвещение различных категорий населения о важности охраны здоровья дыхательных путей и о том, как процесс дыхания связан с процессом фонации. Главными задачами для достижения цели являются:
- Изучение проверенных ресурсов, содержащих информацию о голосообразовании и дыхании;
- изучение особенностей и выявление взаимосвязи двух данных процессов;
- рассмотрение патологий дыхательных путей и методы их недопущения;
- обработка полученной информации и её модифицирование на доступное восприятие читателем;
- изложение готового продукта в данный материал.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Строение голосового аппарата и процесс фонации
Голосовой аппарат по своему анатомическому строению включает в себя два отдела: Периферический, включающий в себя дыхательный, голосовой, артикуляционный отделы; и главный, который включает в себя определённые зоны коры больших полушарий головного мозга и множество нервных образований.
Совокупность работы всех данных систем обеспечивают нормальное осуществление процесса фонации. Изначально голосовая щель находится в открытом состоянии. Её форма напоминает равнобедренный треугольник, где основание обращено к черпаловидным хрящам, а вершина к щитовидному. Затем, когда возникает необходимость что-либо произнести, кора больших полушарий головного мозга, предварительно проанализировав сигналы, полученные от рецепторов, посылает электрические импульсы к исполнительным органам. Человек осуществляет короткий вдох. Воздух проникает через ротовую и носовую полости.
Далее он проходит через глотку, гортань, трахею, бронхи и, наконец, попадает в легкие. Предварительно межрёберные мышцы раздвигают рёбра для увеличения объёма лёгких и за ними следует диафрагма, или активное участие принимает на себя диафрагма, которая толкает лёгкие и тем самым раздвигает клетку. Истинные голосовые складки смыкаются за счёт латеральной перстнечерпаловидной, поперечной черпаловидной, косой черпаловидной мышц. Затем осуществляется акт выдоха.
Воздух преобразуется в мощную воздушную струю, разрывающую сочленение голосовых складок. Происходит многократное сужение и расширение голосовой щели, сопровождаемое характерной вибрацией гортани. Данный механизм характерен для обычной разговорной речи. При шепотной речи голосовые складки смыкаются не полностью. Они не колеблются, но воздушная струя задевает края голосовой щели, благодаря чему слышатся шепотные звуки.
Также необходимо отметить, что нарушение одного из отделов, участвующих в голосообразовании, может привести к смертельным последствиям. При повреждении дыхательных путей возникает удушье, гипоксия, и как следствие, смерть. Или при повреждении зоны Вернике, расположенной в головном мозге, человек перестаёт понимать речь, и он может умереть в бытовых ситуациях. Например, засунуть пальцы в розетку и получить мощный удар током, или отрезать себе пальцы кухонным ножом и не суметь вызвать скорую помощь.
Бестаев, Д. В. Легочные проявления системных аутоиммунных заболеваний / Д. В. Бестаев, Е.Л. Насонов // Лечащий врач. - 2014. - №№7/14.
Болезни органов дыхания. – Текст : электронный // Красота и медицина [https://www.krasotaimedicina.ru/]. – URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_pulmonology (дата обращения: 28.11.2020).
Герасименко, А. 12 упражнений на расслабление для улучшения речи и голоса / А. Герасименко. – Текст : электронный // Профессиональные материалы по саморазвитию. Все о том, как стать лидером, добиться успеха, преодолеть страхи, достичь гармонии с собой и получать удовольствие от жизни : [askalex.ru]. – URL: https://askalex.ru/2013/07/01/12-uprazhnenij-na-rasslablenie-dlya-ulichsheniya-rechi-i-golosa/ (дата обращения: 28.11.2020).
Гуров, А. В. Болезни уха, горла и носа. Учебник для студентов учреждений среднего профильного образования / А. В. Гуров, В. Т. Пальчун. – Москва: Гэотар-Медиа, 2020. – 320 с.
Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура. Справочник / В. А. Епифанов. – Москва: Авторская академия, 2016. – 448 с.
Заболеваемость населения по основным классам болезней. – Текст : электронный // Федеральная служба государственной статистики [https://rosstat.gov.ru/]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения: 25.11.2020).
Ильченко, И. Н. Оценка заболеваемости голосового аппарата среди населения Российской Федерации / И. Н. Ильченко, О. В. Казарина. – Текст : электронный // Социальные аспекты здоровья населения : электронный журнал. – 2013. – №6 (34). – URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/523/30/lang,ru/ (дата обращения: 14.11.2020).
Казарина, О. В. Заболевания голосового аппарата у детей / О. В. Казарина // Голос и речь. – 2014. – №1 (13). – С. 11-16.
Казионова, Л. Ф. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения : учебное пособие / Л. Ф. Казионова. – Томск: Издательство ТГПУ, 2013. – 190 с.
ЛФК при бронхиальной астме. – Текст : электронный // Астма – Лечение, симптомы и профилактика астмы [https://astmatiku.ru]. – URL: https://astmatiku.ru/gimnastika/lfk-pri-bronhialnoj-astme/ (дата обращения: 14.11.2020).
ЛФК при заболеваниях дыхательной системы. – Текст : электронный // Полная энциклопедия [https://www.polnaja-jenciklopedija.ru]. – URL: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/lfk-pri-zabolevaniyah-dyhatelnoy-sistemy.html (дата обращения: 14.11.2020).
Мужские и женские певческие голоса. – Текст : электронный // Музыкальный класс | Музыкальная школа онлайн [https://music-education.ru]. – URL: https://music-education.ru/muzhskie-i-zhenskie-pevcheskie-golosa/ (дата обращения: 14.11.2020).
Пустынникова, Г. Н. Восстановление речевого и певческого голоса у служителей церкви / Г. Н. Пустынникова. - Москва: ООО «ПолиграфАтельеПлюс», 2005. - 225 с.
Савостьянов, А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией / А. И. Севостьянов. – Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.
Техника речи. Речевое дыхание. – Текст : электронный // Дикторы.com [https://diktory.com]. – URL: https://diktory.com/dyhanie.html (дата обращения: 14.11.2020).