Глава 1 Теоретические основы формирования представления о регионе КМВ в интернет-сообществе школьников
1.1 Социально-психологическая характеристика интернет-сообществ школьников
Существует понятие современного общества, к которому относят общество, где возникают и формируются новые социальные феномены, не знакомые предыдущей эпохе модерна [21]. С помощью этого понятия характеризуют общество, развитие которого наблюдается сегодня, обозначая его также как общество постмодерна, общество потребления, постиндустриальное общество и т.д. Эти обозначения определяют и специфику современного общества не только в целом, но и в частности при изучении малых групп, входящих в него. Соответственно, это касается и особенностей сообществ, возникающих в период постмодерна. Стоит отметить, что возникновение и последующая разделенность на множество сообществ, по мнению М. Маффесоли и М. Маклюэн, является одним их признаков современного общества [43]. К данным признакам также относят фрагментированность, которая в совокупности с разделенностью формируют (конструируют) собственные жизненные миры, подрывающие ранее утвердившие себя в обществе модерна понятия и знаки.
Иными словами, возникновение множества сообществ приводит к тому, что общество перестает опираться на какую-то единую парадигму восприятия действительности и переходит на индивидуальные концепции мироощущения. Универсальная система знаний заменяется локальным знанием, а универсальные смыслы знания – локальными смыслами. Именно этим характеризуются современные сообщества – формированием у своих представителей определенного отграниченного от общественного мировосприятия, локального контекста самоощущения [21]. В современном обществе сообщество является ключевым источником представлений о мире, субъектом, формирующим представления о реальности.
Под сообществом в данном случае, согласно работе С.А. Халитовой и П.И. Ермоленко, понимается определенная социальная группа – некое объединение индивидов, связанных как формальными, так и не формальными критериями членства, при этом члены группы находятся во взаимодействии и ведут совместную деятельность [37]. Под группой, соответственно, понимается субъект деятельности, посредством которой эта группа включается в систему общественных отношений, то есть в данном случае становится частью современного общества, его ячейкой, а также начинает выступать в качестве фактора формирования личности.
Особое значение сообщество имеет в контексте развития подрастающего поколения. Так, А.Х. Маслоу указывал, что в подростковом и юношеском возрастах потребность в принадлежности к группе (к сообществу) является ведущей и именно в соответствии с этой потребностью молодые люди выстраивают стратегии и тактики своего поведения с окружающими [19]. Независимо от того, в каком сообществе находится человек, он занимает в нем определенное положение, соответствующее социальной роли, определяемой с позиции других членов сообщества. Этой социальной роли человек и будет придерживаться и, в соответствии с этим, выполнять в сообществе определенные функции. Одновременно личность может быть членом нескольких сообществ. При этом в одном из них быть более активной, а в другом – более пассивной, то есть по-разному проявлять себя.
Абдулвагабова, С. А. Использование межпредметных связей на уроках и во внеучебной деятельности по географии [Текст] / С. А. Абдулвагабова, О. М. Нухов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 5-9.
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2009. – 362 с. – ISBN 978-5-7567-0274-3.
Балашов, О. Л. Открытое классное образовательное сетевое сообщество как средство развития диалогового обучения [Текст] / О. Л. Балашов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 2 (26). – С. 1-9.
Барайщук, Н. В. Интернет-сообщества: особенности, современные направления [Текст] / Н. В. Барайщук // Социология. – 2017. – № 3. – С. 175-179.
Бубнова, Т. Н. Образовательный проект по географии «Природные особенности уникального эколого-курортного региона КМВ» [Электронный ресурс] / Т. Н. Бубнова // Инфоурок. – 2020. – URL : https://wcj.world/PDF/07PSMZ322.pdf (дата обращения: 06.01.2024).
Дементьева, О. М. Принцип мобильности в современном образовательном процессе [Текст] / О. М. Дементьева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-6. – С. 1-3.
Донцов, А. И. Психология коллектива : методол. проблемы исслед. [Текст] / А. И. Донцов. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 208 с.
Журкина, А. Я. Социальное воспитание в системе дополнительного образования. Детские общественные объединения [Текст] / А. Я. Журкина // Педагогическое искусство. – 2019. – № 1. – С. 123-127.
Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И. П. Иванов. – Москва : Педагогика, 1989. – 206 с. – ISBN 5-7155-0280-2.
Ищенко, М. М. Групповая сплоченность как важнейшая характеристика группы и ее организационного поведения [Электронный ресурс] / М. М. Ищенко, А. Черкалина // Мировые цивилизации. – 2022. – Т. 7. – № 3. – URL : https://wcj.world/PDF/07PSMZ322.pdf (дата обращения: 06.01.2024).
Каригна, З А. Формы организации деятельности в учреждениях дополнительного образования детей: кружок, клуб, студия, школа, лаборатория и др. Основные формы детского дополнительного образования Формы творческих объединений образования детей [Электронный ресурс] / З. А. Каргина // Cdk-tsimlyansk. – 2020. – URL : https://cdk-tsimlyansk.ru/presentations/formy-organizacii-deyatelnosti-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo.html (дата обращения: 06.01.2024).
Козлов, В. В. Социальная психология [Текст] / В. В. Козлов, С. А. Трифонова, Т. М. Панкратова, Л. А. Николаева. – Москва : Юрайт, 2022. – 501 с.
Конникова, Т. Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: автореферат дис. … д-ра педагог. наук [Текст] / Т. Е. Конникова. – Ленинград, 1970. – 57 с.
Кончаковский, Р. В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. социол. наук [Текст] / Р. В. Кончаковский. – Екатеринбург, 2010. – 22 с.
Корниевская, Е. М. Опыт создания путеводителя по историко-культурному наследию г. Барнаула [Текст] / Е. М. Корниевская // Вестник Томского государственного университета. История. – 2013. – № 2 (22). – С. 184-187.
Куракин, А. Т. Коллектив и личность ребенка [Текст] / А. Т. Куракин, Л. И. Новикова. – Москва : [б. и.], 1971. – 37 с.
Лисицын, Ю. В. Этапы и психологические механизмы формирования детского коллектива (теоретический аспект) [Текст] / Ю. В. Лисицын // Вестник науки. – 2019. – № 5 (14). – С. 131-141.
Макаренко, А. С. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5: Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе [Текст] / А. С. Макаренко. – Москва : АПН РСФСР, 1959. – 558 с.
Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – 3-е изд. – Москва : Питер, 2013. – 351 с. – ISBN 978-5-459-00494-7.
Меликян, А. Р. Феномен «школьного сообщества»: границы, возможности, траектория развития [Текст] / А. Р. Меликян, И. Л. Пронькина // Образовательная политика. – 2022. – № 4 (92). – С. 66-77.
Насибуллов, К. И. Исследование сообществ в эпоху постмодерна с позиций социального конструкционизма К. Джерджена [Текст] / К. И. Насибуллов, Л. М. Попов, П. Н. Устин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Т. 6. № 5А. – С. 63-72.
Невесенко, Е. Д. Специфика формирования и функционирования Интернет-сообществ: социальный аспект [Текст] / Е. Д. Невесенко // Молодой ученый. – 2011. – № 5 (28). – Т. 2. – С. 88-92.
Нестерова, Е. И. Некоторые аспекты коммуникационных процессов в Сети с точки зрения культурологии [Текст] / Е.И. Нестерова, В.Ю. Нестеров // Виртуальный мир Инфосферы: практическое использование человеком: 5-я Междунар. науч.-практ. конф. «Информационные системы и технологии» (Владивосток, 1998 г., август). – Владивосток: Рос. тамож. акад. Владивосток. фил., 1998. – С. 113-116.
Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива : вопр. теории [Текст] / Л. И. Новикова. – Москва : Педагогика, 1978. – 143 с.
Новожилова, Н. И. Социально-психологические особенности современной детско-юношеской организации [Текст] / Н. И. Новожилова // Психологическая наука и образование. – 2009. – Т. 14. – № 1. – С. 32-40.
Паринов, С. И. К теории сетевой экономики [Текст] / С. И. Паринов. – Новосибирск : Ин-т экономики и организации пром. пр-ва, 2002. – 167 с. – ISBN 5-89665-062-0.
Писаренко, Е. А. Мобильный путеводитель по кавминводам как инструмент интеграции курортов в онлайн-пространство туристического бизнеса [Текст] / Е. А. Писаренко // Вестник экспертного совета. – 2018. – № 3 (14). – С. 53-59.
Полякова, И. Е. Теоретические аспекты создания туристского путеводителя [Текст] / И. Е. Полякова // Научные исследования и инновации. – 2021. – № 3. – С. 113-122.
Рублева, Ю. Ю. Формирование обучающихся сообществ как педагогическая проблема [Текст] / Ю. Ю. Рублева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – №2. – С. 1-18.
Рыскулова, М. Н. Группа, коллектив, команда. Соотношение понятий [Текст] / М. Н. Рыскулова // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 10. – С. 191-194.
Сафина, Л. Г. Организация внеурочной деятельности по географии [Текст] / Л. Г. Сафина, В.А. Доппельт // Парадигма. – 2019. – № 1. – С. 72-77.
Сергодеев, В. А. Коммуникативная культура в сетевых интернет-сообществах современного российского общества : автореферат дис. ... канд. социол. наук [Текст] / В. А. Сергодеев. – Майкоп, 2014. – 30 с.
Сереброва, Е. А. Внеурочная деятельность по географии [Электронный ресурс] / Е. А. Сереброва // Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL : https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/03/11/vneurochnaya-deyatelnost-po-geografii (дата обращения: 06.01.2024).
Светличный, И. Ю. Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии / И. Ю. Светличный // Молодой ученый. – 2020. – № 7 (297). – С. 254-256.
Сухомлинский, В. А. О воспитании (сост. и авт. вступит очерков С. Соловейчик) [Текст] / В. А. Сухомлинский. – Изд. 2-е. – Москва : Политиздат, 1975. – 272 с.
Фитисова, Т. А. Требования к внеурочной деятельности по географии в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Т. А. Фитисова // Международный педагогический портал. – 2023. – URL : https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/trebovaniya-k-vneurochnoy-deyatelnost/ (дата обращения: 06.01.2024).
Халитова, С. А. К вопросу о понятии группы и коллектива в социальной психологии [Текст] / С. А. Халитова, П. И. Ермоленко // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2022. – № 4 (64). – С. 1-6.
Чертыковцева, Е. А. Особенности и принципы дизаин-проектирования путеводителя как средства рекламы и коммуникации [Текст] / Е. А. Чертыковцева, Д. В. Чертыковцева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 4 (81). – С. 444-447.
Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : методическое пособие для учителей 1-11-х классов [Текст] / С. Н. Чистякова. – Москва : Академия, 2010. – 256 с. – ISBN 978-5-7695-7474-0.
Чураков, А. Н. Информационное общество и эмпирическая социология [Текст] / А. Н. Чураков // Социологические исследования. – 1998. – № 1. – С. 35-44.
Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. Т. 2 [Текст] / С. Т. Шацкий. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1964. – 476 с.
Шефер, Г. Л. Прогулки по Северному Кавказу : Кавказские Минеральные Воды и окрестности : путеводитель с планами и объемными схемами [Текст] / Г. Л. Шефер. – Москва : АСТ, ОГИЗ, cop. 2022. – 127 с. – ISBN 978-5-17-147864-3.
Maffesoli, M. The time of the tribes: the decline of individualism in mass society [Text] / M. Maffesoli. – London & California: Sage, 1996. – 176 p.