Одним из важных вопросов обучения шестилетних детей является их адаптация в школе. Перед учителем начальных классов ставится задача их воспитания с максимальной адаптацией с условиями обучения.
Дети такого возраста склонны к повышенной эмоциональности и чувствительности к воздействию со стороны окружающего их мира, взрослых людей (родителей, учителей и воспитателей) и сверстников (учеников, друзей).
В этот период психика шестилетних детей претерпевает преобразования в условиях обучения и развития, а, значит, всецело зависит от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания. Поэтому важно, чтобы учитель знал и понимал закономерности психического развития обучаемых, а так же причины, обусловливающие их.
Начало обучения в школе – это один из самых серьезных периодов в жизни ребенка, переломный этап в социально – психологическом плане его личности. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности и новая социальная роль.
Именно школа создает новые условия для его жизни и учебной деятельности. Но она также имеет свойство приводить к большим физическим и эмоциональным нагрузкам. Поэтому перед ребенком ставится целый ряд задач, требующий максимальной концентрации физических и умственных сил.
Режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, переживания различных эмоций, трудности длительного нахождения на уроке и в школе. Трудности в усваивании новых правил поведения с учителями и учениками.
Все это становится испытательным сроком не только для учеников младших классов, но и для их родителей. На этом этапе важно проявлять внимание к ребенку, стремиться познавать его особенности, больше контактировать с ним и помогать во всех школьных делах.
Порой родителям не хватает терпения, спокойствия и доброты. Они не всегда учитывают сложность и длительность процесса адаптации ребенка к школе. А ведь адаптация к школе – это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма ребенка. Кто, как не родители, должны помочь ребенку привыкнуть к школе.
Система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы учитель и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые школьные успехи.
- Физиологическая адаптация детей к школе
Как известно, адаптация детей к школе является многоплановым процессом. Особенно важна физиологическая адаптация. Знание аспектов этого вида адаптации необходимо для того, чтобы понимать, почему дети так быстро устают, почему трудно удержать их внимание и как важно создавать режим их отдыха.
Каждый ребенок имеет различную подготовленность к школе и состояние своего здоровья, а, значит, в каждом конкретном случае процесс адаптации будет различным [1, с.82-84].
Привыкая к новым условиям в школе и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Физиологическая буря – организм ребенка отвечает напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма и болеют;