ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Государственный суверенитет-политико-правовая основа самостоятельности Российской Федерации на международной арене
1.1. Государственный суверенитет России: понятие и сферы реализации
1.2. Конституционное закрепление суверенной самостоятельности Российской Федерации
1.3. Суверенная самостоятельность России и международное право
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Конституционно-правовой механизм обеспечения политической и правовой самостоятельности Российской Федерации на международной арене
2.1.Конституционно-правовой механизм взаимодействия российского и международного права
2.2.Внешне-политическая и дипломатическая деятельность как факторы, способствующие взаимодействию внутригосударственного и международного права
2.3. Совершенствование конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии мирового сообщества
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Идея суверенитета (от фр. souverainete – верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) – верховенство и независимость власти возникла еще в позднем Средневековье. При этом «различают: а) государственный суверенитет, как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Термин «суверенитет» в государственно-правовом смысле был впервые введен во Франции в XVI веке Жаном Боденом (1530–1596), который определял суверенитет как верховенство и независимость его единственного носителя – монарха» . Именно в позднем Средневековье многие мыслители Западной Европы, особенно Англии, Франции, Голландии и некоторых других развитых стран, начали анализировать проблемы государственности, в частности, различные стороны верховной власти.
Актуальность темы настоящей работы определяется, прежде всего, значимостью роли конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии зарубежных государств.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих особенности конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии зарубежных государств.
Предметом исследования является специфика конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии зарубежных государств. Целью написания данной работы явилось выявление содержания конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии зарубежных государств.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотреть теоретических основ правового положения полиции;
2. Проанализировать конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии зарубежных государств.
3. Исследовать специфику конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии зарубежных государств
4. Выявить проблем конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии зарубежных государств
Новизна выбранной темы заключается в исследовании специфики современной конституционно-правового механизма противостояния Российской Федерации экспансии зарубежных государств
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
В работе использовались положения отечественного и зарубежного законодательства
Cтепень исследованности (разработанности) темы в отечественной и зарубежной литературе. Указанная тема разрабатывалась в трудах таких авторов, как: Жалсанов Б.Ц., Занина Т.М., Крицкая М.С., Злоказов К.В., Орлов К.А. и др.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Объем и структура данной работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. Государственный суверенитет-политико-правовая основа самостоятельности Российской Федерации на международной арене
1.1. Государственный суверенитет России: понятие и сферы реализации
Главенствующей гарантией обеспечения суверенитета российского государства является недопустимость дробления его на отдельные части между федерацией и ее субъектами, иными словами, его единство и неделимость. Однако, отдельные регионы все же делали попытку на закрепление за собой некоторой части государственного суверенитета, провозглашая в положениях принимаемых на их территориях конституционно-правовых актов себя в качестве независимого суверенного государства, что по определению своему противоречит положениям действующей российской Конституции.
Между тем, некоторые исследователи все же высказывали позицию о том, что субъекты российского государства де факто обладают некоторой долей государственного суверенитета, однако, на наш взгляд, данные утверждения несостоятельны не только на законодательном уровне, но и на уровне доктринальном. [1]
- Суверенитет подразумевает верховенство одной власти на территории всего государства, в целом, следовательно, существование двух суверенитетов, а то и более (по количеству субъектов российского государства) в пределах одного и того же, пусть и федеративного государства попросту немыслимо, поскольку сам по себе суверенитет представляет единый сущностный признак государства, не подвергающийся разделению или дроблению.
- Еще одним признаком, который является значимым для того, чтобы утверждать, что субъекты российского государства обладают должным уровнем суверенитета, является наличие собственной независимой правовой системы, но, однако, такой у них не имеется. Это обусловлено тем, что высшей юридической силой обладает именно Конституция РФ, а также принятые в ее исполнении федеральные законы и иные законы, принимаемые на общегосударственном уровне.
При этом, несмотря на это, отдельные регионы пытаются бороться с данным правилом, выступающим некоей гарантией обеспечения суверенитета на территории российского государства, устанавливая в положениях собственно принимаемых конституционных актов верховенство регионального законодательства над федеральным (например, Конституция Татарстана), либо же закрепил обязанность соблюдения на собственной территории положений действующего федерального законодательства лишь в случаях, когда оно не противоречит положениям действующего регионального законодательства (например, Конституция Ингушетии). В ряде субъектов на конституционном уровне провозглашено право вводить на территории собственной режим военного положения или чрезвычайного положения (например, Конституция Чеченской Республики), а также установление индивидуальных таможенных границ (в частности, Конституция Республики Тыва).
В некоторых случаях установлен на конституционном уровне механизм приостановления действия на территории региона федерального законодательства (например, в Конституции Ингушетии, Конституции Республики Тыва), а также возможность принятия региональных законов о воинской обязанности (например, в Конституции Башкортостан).
3.Еще одним немаловажным признаком суверенного государства является его территория, в пределах которой распространяется действие его юрисдикции и реализация его властных полномочий. Конституционно установлено, что территория регионов является составным элементом территории российского государства, а не какойто самостоятельной и абстрагированной от нее в целом. При этом, также конституционно провозглашено, что всевозможные вопросы, сопряженные с урегулированием территории, находятся лишь в исключительном, а вовсе не совместном ведении российского государства. Отсюда буквально следует, что субъекты данного государства не обладают собственной территорией.
Тем самым, становится совершенно очевидно, что ни под один из обязательных признаков, свойственных государству, субъект федерации не попадает. Собственно, данная позиция неоднократно находила свое подтверждение и в рамках правоприменительной и праворазъяснительной практики Конституционного суда РФ как высшего судебного органа страны. Так, были признаны неконституционными (иными словами, противоречащими положениям действующего российского Основного Закона) положения ряда конституция, принятых на региональном уровне, включая Республику Алтай, Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия Алания и Республики Татарстан, а также ряда иных.
Волченков В.В., Михайлов Б.П. Противодействие преступлениям экстремисткой направленности оперативными подразделениями полиции органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. - 2019. - № 6. - С. 99-104
Дерешко Б.Ю. Правовые аспекты социальной работы с детьми сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, погибших при исполнении ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) // Семейное и жилищное право. - М.: Юрист. - 2020. - № 2. - С. 17-23
Дубинина Е.Н. Тенденция юридизации в деятельности полиции // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. - 2016. - № 3. - С. 13-14
Занина Т.М., Крицкая М.С. Общественный контроль за деятельностью полиции: понятие, задачи, принципы // Административное право и процесс. - М.: Юрист. - 2019. - № 6. - С. 38-42
Кан Л.В., Ципинов Х.Б. О необходимости систематизации приёмов задержания. - выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. - 2016. - № 2. - С. 207-210
Лакаев О.А. Служебные споры сотрудников полиции // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - Саратов: ФГБОУ ВО "Сарат. гос. юр. акад.". - 2016. - № 1 (108). - С. 71-76
Симонов В.А. Суверенитет: проблемы субъектов / В.А. Симонов // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2019. – № 1 (46). – С. 54-68.
Пивоваров Д.В. Административное задержание как мера обеспечения производства, применяемая сотрудниками полиции // Административное право и процесс. - М.: Юрист. - 2016. - № 2. - С. 77-81
Потапенкова И.В. Актуальные вопросы деятельности полиции по исполнению административного законодательства // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. - 2016. - № 1. - С. 150-153
Субанова Н.В. Профилактическая деятельность военной полиции: процессуальные аспекты // Право в вооруженных силах. - М.: За права военнослужащих. - 2018. - № 3. - С. 16-20
Шумилов А.Н. Имидж как основа эффективности деятельности современной полиции // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. - 2019. - № 3. - С. 58-60
Ястребова А.И. К вопросу о взаимодействии общественных организаций и органов полиции в сфере охраны общественного порядка в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России. - 2019. - № 3. - С. 91-95
Anghie A. The evolution of international law: Colonial and postcolonial realities // Third World Quarterly. – AbingdononThames: Routledge, 2016. – Vol. 27, Issue 5. – P. 739–753.
Beeson M. Geoeconomics with Chinese characteristics: The BRI and China’s evolving grand strategy // Economic and political studies. – AbingdononThames: Routledge, 2018. – Vol. 6, Issue 3. – P. 240–256.
Carlson A. Unifying China, integrating with the world: Securing Chinese sovereignty in the reform era. – Stanford, CA: Sandford univ. press, 2019. – 320 p.