Курсовая работа|Конституционное право

Конституционно-правовой статут республик, автономных округов, автономных областей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 27

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИК, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

1.1 Понятие, сущность и правовое регулирование конституционно-правового статуса республик в Российской Федерации

1.2 Конституционно-правовой статус автономных округов и автономных областей в составе Российской Федерации: основные положения

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИК, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Некоторые вопросы конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации

2.2. Некоторые вопросы конституционно-правового статуса автономных округов, автономной области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Актуальность темы исследования. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что Россия является многонациональным и многосубъектным государством, причем каждый из субъектов обладает определенным правовым статусом. Очень непросто сохранять равенство среди субъектов, ведь они совершенно разные по своим конституционно-правовым характеристикам, а также значению: в качестве субъектов РФ могут выступать как республики, края, так и области, города федерального значения и автономные округа.

Важнейшим вопросом федерализма на сегодняшний день является статус субъекта Российской Федерации, который обладает характерными чертами, закреплёнными в ст. 5 Конституции РФ и, помимо этого, включает в себя все права, зафиксированные в иных правовых актах.

Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что особую проблему вызывают теоретико-правовые основания и последствия выбора того или иного принципа устройства федерации. Данная проблема тесно связана с иным юридическим вопросом – правом наций и народов на самоопределение, фиксирующемся во многих конституционно-правовых и международно-правовых актах, а также признаваемых большинством ученых-исследователей проблем федерализма.

Таким образом, приведенные доводы обосновывают актуальность рассмотрения особенностей конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей в настоящем исследовании.

Степень разработанности темы исследования. Актуальные аспекты особенностей конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей рассматривались в трудах таких авторов как: Э. Н. о. Аббасов, Б. А. о. Алиев, Н. М. Акилян, А. А. Батизат-Крюк, С. Ма, А. А. Голикова, Д. Л. Губенко, Б. С. Дубанаев, А. М. Доо, Н. М. Добрынин, Б. С. Эбзеева, А. Н. Лебедев, Д. Д. Трегубова, В. И. Ульянов, А. Н. Шармоянц и др.

Объектом данной курсовой работы выступают совокупность общественных отношений, возникающих в процессе изучения особенностей конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей.

Предметом данной курсовой работы является законодательство Российской Федерации, содержащее нормы и особенности конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей, а также научные труды в данной области.

Целью работы выступает проведение комплексного исследования особенностей конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей.

Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:

изучить понятие, сущность и правовое регулирование конституционно-правового статуса республик в Российской Федерации;

проанализировать основные положения конституционно-правового статуса автономных округов и автономных областей в составе Российской Федерации;

исследовать некоторые вопросы конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации;

выделить некоторые актуальные вопросы конституционно-правового статуса автономных округов, автономной области.

Методы исследования. Методологической основой исследования работы послужил общенаучный диалектический метод познания. В работе также использованы следующие методы: логико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный и др.

Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИК, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

1.1 Понятие, сущность и правовое регулирование конституционно-правового статуса республик в Российской Федерации

Правовой статус субъектов Российской Федерации определяется как Конституцией РФ, так и конституциями республик, а также уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Обладая политической самостоятельностью, субъекты Российской Федерации также обладают уникальным конституционно-правовым статусом[1].

Конституционно-правовой статус республики в составе Федерации характеризуется также тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, включающую в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, другими субъектами Российской Федерации, а также с иностранными государствами. Республиканская конституционно-правовая система, являясь относительно самостоятельной, входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части[2].

Республика в составе Российской Федерации в лице ее представительного органа пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ, она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения Федерации и республик[3].

Республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации, установленными федеральным законом с учетом национальных, исторических, иных традиций. Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган (парламент), название которого определяется республикой самостоятельно[4].

Вопросы владения республиканской собственностью регулируются федеральным законодательством и законодательством республик в составе России. По взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе Федерации часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных[5].

Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, – Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, отражающую национально-исторические традиции населяющих их народов, а также столицы[6].

Предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов. Это те сферы общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ к компетенции Российской Федерации и к компетенции субъектов РФ. По таким вопросам Федерация и субъекты «координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел (ст. 72). Перечень таких вопросов также является исчерпывающим...». Их можно разделить на три группы[7].

 

Ульянов, В. И. Правовые аспекты отношений края, области с входящими в их состав автономными округами / В. И. Ульянов // Российский юридический журнал. – 2017. – № 4(16). – С. 3-14.

Узбаканов, Ш. Полномочия органов самоуправления Республики и Российской Федерации / Ш. Узбаканов // Право и современные государства. – 2014. – № 5. – С. 17-22.

Узакбаева, А. Б. Некоторые аспекты правового статуса республик в Российской Федерации / А. Б. Узакбаева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 22(123). – С. 49-53.

Хамуков, А. В. Конституционный статус республики как субъекта федерации в доктрине советского и российского федерализма / А. В. Хамуков // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. – 2022. – Т. 22. – № 3. – С. 64-76.

Шармоянц, А. Н. Становление автономных областей как субъектов нормотворческой деятельности / А. Н. Шармоянц // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 1 (67). № 3. – С. 42-48.

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 36 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус НСО
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2018 год 35 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус президента
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 22 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус субъектов РФ
Курсовая работа Конституционное право
2017 год 41 стр.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское