ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИК, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Понятие, сущность и правовое регулирование конституционно-правового статуса республик в Российской Федерации
1.2 Конституционно-правовой статус автономных округов и автономных областей в составе Российской Федерации: основные положения
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИК, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Некоторые вопросы конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации
2.2. Некоторые вопросы конституционно-правового статуса автономных округов, автономной области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что Россия является многонациональным и многосубъектным государством, причем каждый из субъектов обладает определенным правовым статусом. Очень непросто сохранять равенство среди субъектов, ведь они совершенно разные по своим конституционно-правовым характеристикам, а также значению: в качестве субъектов РФ могут выступать как республики, края, так и области, города федерального значения и автономные округа.
Важнейшим вопросом федерализма на сегодняшний день является статус субъекта Российской Федерации, который обладает характерными чертами, закреплёнными в ст. 5 Конституции РФ и, помимо этого, включает в себя все права, зафиксированные в иных правовых актах.
Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что особую проблему вызывают теоретико-правовые основания и последствия выбора того или иного принципа устройства федерации. Данная проблема тесно связана с иным юридическим вопросом – правом наций и народов на самоопределение, фиксирующемся во многих конституционно-правовых и международно-правовых актах, а также признаваемых большинством ученых-исследователей проблем федерализма.
Таким образом, приведенные доводы обосновывают актуальность рассмотрения особенностей конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей в настоящем исследовании.
Степень разработанности темы исследования. Актуальные аспекты особенностей конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей рассматривались в трудах таких авторов как: Э. Н. о. Аббасов, Б. А. о. Алиев, Н. М. Акилян, А. А. Батизат-Крюк, С. Ма, А. А. Голикова, Д. Л. Губенко, Б. С. Дубанаев, А. М. Доо, Н. М. Добрынин, Б. С. Эбзеева, А. Н. Лебедев, Д. Д. Трегубова, В. И. Ульянов, А. Н. Шармоянц и др.
Объектом данной курсовой работы выступают совокупность общественных отношений, возникающих в процессе изучения особенностей конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей.
Предметом данной курсовой работы является законодательство Российской Федерации, содержащее нормы и особенности конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей, а также научные труды в данной области.
Целью работы выступает проведение комплексного исследования особенностей конституционно-правового статуса республик, автономных округов и автономных областей.
Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить понятие, сущность и правовое регулирование конституционно-правового статуса республик в Российской Федерации;
проанализировать основные положения конституционно-правового статуса автономных округов и автономных областей в составе Российской Федерации;
исследовать некоторые вопросы конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации;
выделить некоторые актуальные вопросы конституционно-правового статуса автономных округов, автономной области.
Методы исследования. Методологической основой исследования работы послужил общенаучный диалектический метод познания. В работе также использованы следующие методы: логико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕСПУБЛИК, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Понятие, сущность и правовое регулирование конституционно-правового статуса республик в Российской Федерации
Правовой статус субъектов Российской Федерации определяется как Конституцией РФ, так и конституциями республик, а также уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Обладая политической самостоятельностью, субъекты Российской Федерации также обладают уникальным конституционно-правовым статусом[1].
Конституционно-правовой статус республики в составе Федерации характеризуется также тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, включающую в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, другими субъектами Российской Федерации, а также с иностранными государствами. Республиканская конституционно-правовая система, являясь относительно самостоятельной, входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части[2].
Республика в составе Российской Федерации в лице ее представительного органа пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ, она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения Федерации и республик[3].
Республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации, установленными федеральным законом с учетом национальных, исторических, иных традиций. Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган (парламент), название которого определяется республикой самостоятельно[4].
Вопросы владения республиканской собственностью регулируются федеральным законодательством и законодательством республик в составе России. По взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе Федерации часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных[5].
Одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, – Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, отражающую национально-исторические традиции населяющих их народов, а также столицы[6].
Предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов. Это те сферы общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ к компетенции Российской Федерации и к компетенции субъектов РФ. По таким вопросам Федерация и субъекты «координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел (ст. 72). Перечень таких вопросов также является исчерпывающим...». Их можно разделить на три группы[7].